Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Технологии совместного обучения как инструмент развития когнитивной вовлечённости студентов – будущих педагогов

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-124-134

Аннотация

Актуальность. Тенденции развития образования связаны с разработкой новых технологий обучения, обеспечивающих качественную и эффективную подготовку будущих педагогов. К индикаторам качества высшего образования относят вовлечённость, в том числе и когнитивную вовлечённость, которая показывает, насколько студенты участвуют в учебном процессе, насколько успешно осваивают учебный материал. Исследователи установили, что чем выше уровень вовлечённости в образовательную деятельность у студента, тем более успешно он учится и эффективнее использует своё образование в дальнейшей жизни. Особыми возможностями обладает технология совместного обучения, которая позволяет учащимся обмениваться знаниями и опытом, смотреть на тему с разных точек зрения, получить дополнительную мотивацию и поддержку, помогает развивать социальные навыки, готовит будущих педагогов к реальным профессиональным ситуациям и задачам, что полностью соотносится с запросами современных образовательных организаций. Особым потенциалом технология совместного обучения обладает при развитии вовлечённости у будущих педагогов.

Цель исследования – определить возможности технологии совместного обучения в развитии когнитивной вовлечённости студентов – будущих педагогов.

Методы исследования: анализ теоретических подходов и прикладных исследований совместного обучения, когнитивной вовлечённости, анализ возможностей технологии совместного обучения в развитии когнитивной вовлечённости при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование»; экспертная оценка, анкетирование и опросы студентов в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина и Государственном университете просвещения; методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни, анализ продуктов деятельности студентов.

Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость состоит в определении теоретических оснований технологии совместного обучения как инструмента развития когнитивной вовлечённости учащегося, в разработке этапов технологии на уровне высшего педагогического образования, методики оценки когнитивной вовлечённости студентов при реализации совместного обучения.

Выводы. Научно обоснована технология совместного обучения в развитии когнитивной вовлеченности студентов – будущих педагогов. По итогам апробации представлены возможности совместного обучения в развитии когнитивной вовлечённости студентов, обоснованы особенности практического применения данной технологии в педагогической практике образовательных организаций.

Об авторах

Н. В. Гарашкина
Государственный университет просвещения
Россия

Гарашкина Наталья Владимировна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



А. А. Дружинина
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
Россия

Дружинина Анастасия Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33



Список литературы

1. Аббасова Л.И. Методическое сопровождение педагогов по формированию картины мира средствами ТРИЗ-технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 4–7.

2. Быстрай Е.Б., Белова Л.А., Штыкова Т.В. Реализация принципа фасилитации в процессе профессиональной подготовки будущих учителей // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 2 (168). С. 51–76.

3. Ваганова О.И., Желтухина М.Р., Донскова Л.А. Проектно-исследовательская деятельность как интегративное дидактическое средство формирования межкультурного диалога // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31730 (дата обращения: 01.04.2023).

4. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Когнитивная вовлечённость как основа проектирования учебного процесса в подготовке студентов педагогических направлений // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 93–109.

5. Данилова Л.Н., Гаибова В.Е., Ходырев А.М. Новые дидактические решения в условиях цифровизации высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 19–28.

6. Дружинина А.А., Гарашкина Н.В. Интеграция синхронного и асинхронного форматов обучения студента как направление цифровизации высшего образования // Гуманизация образования. 2021. № 1. С. 15.

7. Захарова И.Г., Белякова Е.Г. Возможности концепции AGILE для поддержки профессионального самоопределения студентов-педагогов с использованием платформы TRELLO // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 454. С. 190–197.

8. Колосова Т.Г. Использование принципов коллаборативного обучения в процессе преподавания иностранного языка студентам технических вузов // Наука и образование: Новое время. 2019. № 2. С. 61–64.

9. Мизюрова Э.Ю. Проблема организации совместной деятельности обучающихся в проектных технологиях // Учёные записки университета Лесгафта. 2022. № 7 (209). C. 266–271.

10. Приступа Е.Н. Профессиональное развитие и профессиональное самосовершенствование педагога // Педагогическое образование: вызовы XXI века. материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти выдающегося учёного – педагога, академика В.А. Сластёнина / Москва, 22–23 сентября 2022 г. Ярославль: Международная академия наук педагогического образования, 2022. С. 337–339.

11. Шаханова Н.Н. Роль инновационных технологий в современном образовании // Наука и реальность. 2022. № 1 (9). С. 82–85.

12. Barkley E.F., Cross K.P., Major C.H. Collaborative learning techniques: A handbook for college faculty. San Francisco: Jossey-Bass, 2005. 448 p.

13. Han F., Ellis R.A., Guan E. Patterns of students' collaborations by variations in their learning orientations in blended course designs: How is it associated with academic achievement? // Journal of Computer Assisted Learning. 2022. № 1. P. 3–14.

14. Laal M., Ghodsi S.M. Benefits of collaborative learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. № 31. P. 486–490.

15. Liebech-Lien B., Sjølie E. The bumpy road to implementing cooperative learning: Towards sustained practice through collaborative action // Educational Research. 2020. № 63 (1). P. 3–17.

16. Vassileva J. Toward Social Learning Enviroments // IEEE Transactions on Learning Technologies. 2009. Vol. 1. № 4. P. 199–214.


Рецензия

Просмотров: 151


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)