Специфика формирования метапредметных результатов обучения английскому языку в классе естественно-научной вертикали
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-73-83
Аннотация
Актуальность. В настоящее время особое значение приобрело изучение иностранного языка для достижения метапредметных результатов, включающих в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). В 2022 г. в Российской Федерации введён новый ФГОС1, и в московских школах развивается проект «образовательные вертикали», который способствует формированию метапредметных результатов. В современных реалиях проблема формирования метапредметных результатов в классах естественно-научной вертикали требует глубокого изучения, чем и обуславливается актуальность данного исследования.
Цель. Определить специфику формирования метапредметных результатов обучения английскому языку в классе естественно-научной вертикали.
Методы исследования традиционно подразделялись на теоретические, а именно сравнительный анализ и обобщение литературных источников по проблеме, и эмпирические – наблюдение и самоанализ на уроках английского языка в классах естественно-научной вертикали.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость выражается в аргументации и обосновании специфичности формирования метапредметных результатов обучения английскому языку в классе естественно-научной вертикали. Разработанные авторами методические рекомендации по организации урока английского языка для формирования метапредметных результатов могут быть использованы учителями-практиками, работающими в школе в классах естественно-научной вертикали.
Результаты исследования. Определена специфика формирования метапредметных результатов на уроках английского языка в классах естественно-научной вертикали, выявлены трудности обучающихся при формировании метапредметных результатов на уроках английского языка и разработаны методические рекомендации для учителей.
Выводы. Важность формирования метапредметных результатов на уроках английского языка в классах естественно-научной вертикали обусловливается не только необходимостью следовать ФГОС, но и стремлением обеспечить целостное восприятие метадеятельности, открыв тем самым новые перспективы для развития дидактических возможностей как урока, так и внеурочной деятельности.
Об авторах
М. Э. РябоваРоссия
Рябова Марина Эдуардовна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры германистики и лингводидактики
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1
А. А. Миловидова
Россия
Миловидова Анастасия Андреевна – аспирант кафедры германистики и лингводидактики
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1
Список литературы
1. Бережная Г.С. Реализация метапредметного подхода в основной школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И.К анта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С. 62–67.
2. Гущина Ю.А., Коренев А.А. Английский язык для специальных целей его преподавания как предмет исследования и обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 57–66.
3. Дрожжачих М.Г. Метапредметные результаты учащихся как один из образовательных результатов освоения образовательных программ по Федеральному государственному образовательному стандарту // Аллея науки. 2019. Т.2. № 1 (28). С. 889–893.
4. Жданко Т.А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Magister Dixit. 2012. № 4. С. 183–189.
5. Колесников А.А. Профориентационное обучение иностранным языкам в школе и вузе: от теории к технологии. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2018. 400 с.
6. Кутепова О.А., Рыбцова Т.Г. Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка через работу с аутентичными текстами песен // Преподаватель года 2019: сборник статей первого тура Международного научно-методического конкурса / Петрозаводск, 15 октября 2019 г. Т.1. Петрозаводск: Международный центр научного партнёрства «Новая Наука», 2019. С. 219–227.
7. Муштавинская И.В. Система формирования и оценки метапредметных результатов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63 (1). С. 208–211.
8. Метапредметность как средство совершенствования педагогического мастерства учителей и мотивации учащихся (из опыта работы учителей ГУО «Средняя школа № 17 г. Витебска») / В.П. Семенюк, Т.А. Гуйдо, Н.М. Ляденко, Т.М. Давыдова // Современное образование Витебщины. 2021. № 4 (34). С. 73–77.
9. Метапредметные результаты обучения – твой шаг к успеху / С.Г. Гладнева, С.В. Митрохина, Л.А. Орлова, Е.Ю. Ромашина, А.Л. Рощеня, Л.В. Хорун. Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2022. 113 с.
10. Рябова М.Э., Демченко К.Д. Аутентичные цифровые ресурсы как инструмент развития навыков межкультурного диалогического общения // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации: материалы Третьей международной научно-практической конференции / Москва, 29 марта – 2 апреля 2022 г. / под ред. Л.Г. Викулова. Москва: Языки Народов Мира, 2022. С. 218–223.
11. Сидорова Н.Ю. Метапредметные результаты конструирования современного занятия в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие строительного комплекса региона: задачи, состояние, перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции Себряковского филиала ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный техниче- ский университет» и Горного института Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов» / Михайловка – Волгоград, Москва, 22 октября 2018 г. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. С. 364–366.
12. Хнычкина Е.Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка – стратегия развития учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 18–20.
13. Цупикова Е.В., Цыгулева М.В. Пути формирования надпрофессиональной компетенции самоорганизации и самообразования в учебном процессе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 2. С. 196–208.
14. Учёт фактора адресата в современном образовательном дискурсе / А.В. Щепилова, О.А. Сулейманова, М.А. Фомина, А.А. Водяницкая // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 3 (27). С. 68–82.
15. Designing the intra-school system of meta-subject education / S. Vorovshchikov, E. Artamonova, C. Speshneva, A. Sabiyeva // Espacios. 2019. Vol. 40. № 12. P. 3–28.
16. Isaikina M.A., Nedogreeva N.G., Pokotilo A.S. Role of metasubject educational results in learners' professional self-consciousness formation // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. № 3. P. 7–18.
17. Khairullina G.D. Content and language integtration in CLIL classes // Достижения науки и образования. 2019. №1 (42). P. 49–51.
18. Panfilova A., Larchenko L. Innovative tools for developing soft skills in the context of education transformation // SHS web of conferences. 2020. № 97. P. 10–24.