Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Проблемы обучения аудированию иноязычной речи и возможные способы их решения

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-55-72

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества обучения китайскому языку в школе и вузе, включая повышение эффективности формирования умений обучающихся воспринимать звучащую китайскую речь, а также необходимостью приращения нового методического знания об обучении аудированию на материале слоговых языков.

Цель исследования заключается в выявлении проблем аудирования звучащей китайской речи, обусловленных слоговой типологией китайского языка, и разработке возможных способов их решения.

Методы исследования. Исследование опирается на методологию системного, личностно ориентированного, аксиологического, коммуникативного, межкультурного и компетентностного подходов обучения иностранным языкам. В нём использованы различные теоретические (систематизация, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) и эмпирические (анкетирование, метод «снежного кома», экспертная оценка, лингвистический анализ, лингвистическое наблюдение и описание, сопоставительный анализ, педагогический эксперимент, опытное обучение, тестирование и др.) методы исследования.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены проблемы аудирования звучащей китайской речи, предложены эффективные способы их решения.

Результаты исследования. Описан механизм аудирования с точки зрения действия психических процессов в целостной структуре психики индивида, выявлена единица восприятия звучащей китайской речи, определены специфические характеристики китайской звучащей речи, выявлены проблемы обучения аудированию на китайском языке, определены языковые навыки и речевые умения аудирования, способствующие преодолению проблем обучения аудированию китайской речи, разработаны и экспериментально проверены специальные типы упражнений, способствующие эффективному формированию языковых навыков и умений аудирования. Выводы. Проведённое исследование позволило выявить проблемы аудирования звучащей китайской речи, обусловленные слоговой типологией китайского языка и предложить типы упражнений, направленные на формирование навыков и умений аудирования, способствующих преодолению выявленных проблем. Указанные типы упражнений могут быть использованы при разработке различных методик и технологий обучения, нацеленных на формирование перцептивных умений и навыков аудирования на разных уровнях образования и разных уровнях владения китайским языком в различных педагогических условиях. Для формирования перцептивных навыков и умений аудирования необходимы специальные учебные материалы в цифровой форме, позволяющие на практике реализовывать указанные типы упражнений. Эти материалы должны озвучиваться носителями языка, что также создаёт дополнительные сложности при их разработке. Вместе с тем исследование подтвердило, что указанный подход к формированию перцептивных навыков и умений аудирования позволяет эффективно преодолевать трудности восприятия на слух китайской звучащей речи.

Об авторе

Т. Л. Гурулева
Московский городской педагогический университет; Институт Китая и современной Азии Российской академии наук
Россия

Гурулева Татьяна Леонидовна – доктор педагогических наук, профессор по специальности 5.9.8 – Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика, профессор кафедры китайского; ведущий научный сотрудник

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4;

117997, г. Москва, Нахимовский пр., д. 32



Список литературы

1. Бердичевский А.Л., Гиниатуллин И.А., Тарева Е.Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе. Москва: Флинта, 2019. 368 с.

2. Гальскова Н.Д., Гусейнова И.А., Коряковцева Н.Ф. Современная лингводидактика: монография. Москва: Кнорус, 2021. 216 с.

3. Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам. Москва: Кнорус, 2021. 390 с.

4. Гурулева Т.Л. Теория обучения китайскому языку и переводу (в языковой паре китайский-русский). Межкультурная лингводидактика: монография. Москва: Издательский дом ВКН, 2019. 444 с.

5. Гурулева Т.Л., Абдрахманова А.Р. Типологические характеристики слоговых языков (на материале языков Восточной и Юго-Восточной Азии) // Современное педагогическое образование. 2022. № 11. С. 208–212.

6. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам. Москва: Русский язык, 1991. С. 226–238.

7. Касевич В.Б. О соотношении незнаковых и знаковых единиц в слоговых и неслоговых языках // Проблемы семантики. Москва: Педагогика, 1974. С. 120–135.

8. Клобукова Л.П., Михалкина И.В. Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации // Мир русского слова. 2001. № 3. С. 104–108.

9. Кочергин И.В. Очерки лингводидактики китайского языка: научное издание. Москва: Восточная книга, 2012. 184 с.

10. Малых О.А. Формирование фонологической компетенции студентов в условиях учебного трилингвизма (китайский язык, языковой вуз): автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2019. 24 с.

11. Методика обучения китайскому языку и переводу в полипарадигмальной интерпретации современных педагогических исследований: коллективная монография / под общ. ред. Т.Л. Гурулевой. Москва: Издательский дом ВКН, 2021. 240 с.

12. Миньяр-Белоручев Р.К. Последовательный перевод. Москва: Воениздат, 1969. 288 с.

13. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва: Русский язык, 1989. 276 с.

14. Солнцев В.М. Введение в теорию изолирующих языков. Москва: Восточная литература РА Н, 1995. 352 с.

15. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Москва: Просвещение, 2005. 239 с.

16. Тункель В.Д. Передача речи: бюллетень коллоквиума по экспериментальной физике и психологии речи. Москва: Педагогика, 1959. 180 с.

17. Шамов А.Н. Методика обучения иностранным языкам. Теоретический курс. Москва: Флинта, 2020. 296 с.

18. 梁莉莉 (Лян Лили). 对外汉语听力课教学技巧——以《我看中国朋友》教学为例 (Формирование навыков аудирования на китайском языке как иностранном [на примере учебного курса «Я навещаю китайских друзей»]) // 活力 (Холи). 2018. № 22. 171–173页.

19. 王文彦 (Ван Вэньянь). 对外汉语听力教学方法与策略探究——以长安大学为例 (Изучение методов и стратегий обучения аудированию на китайском языке как иностранном [на примере Чанъаньского университета]) // 当代教育实践与教学研究 (Дантай цзяоюй шицзянь юй цзяосюэ яньцзю). 2021 № 2. 113–114页.

20. 黎凤 (Ли Фэн). 对外汉语新闻听力教学中语料的选取与使用 (Подбор и использование лингвистических корпусов в обучении аудированию новостей на китайском языке как иностранном). 产业与科技论坛 // (Чань΄е юй кэцзи луньтань). 2019. № 2. 166–167页.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)