Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Аксиологические основы профилактики мобильной зависимости подростков

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-2-21-29

Аннотация

Актуальность. В статье раскрывается активный поиск путей решения проблем профилактики мобильной зависимости подростков, осуществляемый учёными в области педагогики, психологии и медицины и развивающийся в двух направлениях: изучение непосредственно самого процесса профилактики мобильной зависимости несовершеннолетних с определением структуры, форм и методов её организации, а также рассмотрение вопросов реализации этого поведения несовершеннолетних в таких видах, как кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) и сетеголизм (интернет-зависимость).

Цель. Обоснование аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков.

Методология и методы исследования. Методологическую основу предпринятого исследования составляют содержательные основы аксиологического подхода в контексте профилактики мобильной зависимости подростков. Изыскание проводилось с использованием сравнительного анализа источников и содержания анализируемых дефиниций, синтеза полученной информации по вопросам профилактики мобильной зависимости, систематизации и обобщения при уточнении исследуемых понятий. Методами исследования послужили анализ и обобщение научно-педагогической литературы, сравнение, сопоставление, моделирование.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна включает описание применимости аксиологического подхода при организации непосредственно профилактической работы с несовершеннолетними, проявляющими поведенческие отклонения, связанные с мобильной зависимостью. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия профилактики мобильной зависимости подростков, которое недостаточно исследовано в трудах учёных-педагогов и психологов в контексте аксиологических оснований названной деятельности. Практическая значимость заключена в определении основы формирования у несовершеннолетних системы ценностей, базирующейся на самостоятельной рефлексии и нивелировании факторов риска формирования мобильной зависимости при сохранении возможностей использования мобильных устройств в повседневной жизни для решения разнообразных задач социального бытия подростка.

Результаты исследования. К результатам предпринятого исследования можно отнести выявление аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков, опирающихся на ценностные аспекты организации их жизнедеятельности и ориентирование в работе с ними на выработку ценностного мировоззрения гуманистического характера.

Выводы. Процесс профилактики мобильной зависимости подростков объективно может опираться на аксиологические основания этой деятельности, основанной на самостоятельной рефлексии и нивелировании факторов риска формирования мобильной зависимости при сохранении возможностей использования мобильных устройств в повседневной жизни для решения разнообразных задач социального бытия подростка.

Об авторе

Н. Н. Лабарешных
Государственный университет просвещения
Россия

Лабарешных Наталья Николаевна – аспирант 2 курса кафедры педагогики и современных образовательных технологий 

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Алексеенко С. Н., Дробот Е. В. Профилактика заболеваний. Москва: Издательский дом Академии естествознания, 2015. 449 с.

2. Бабина А. А. Роль аксиологического подхода в творческом проектировании учебно-тренировочного процесса // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 38–41.

3. Верхотурова Ю. А. Аксиологический подход в формировании содержания дошкольного образования // Понятийный аппарат педагогики образования: коллективная монография. Вып. 10. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 96–103.

4. Галагузова Ю. Н., Лабарешных Н. Н. Профилактика мобильной зависимости подростков в деятельности классного руководителя // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 171–177.

5. Гершунский Б. С. Философия образования: статус, проблемы, перспективы. Москва: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1992. 18 с.

6. Данилкова М. П. Аксиологический подход как фактор повышения качества образования в техническом университете // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 3 (28). С. 109–113.

7. Елисеева Е. Ю., Карева А. И. Изучение зависимости от интернета и мобильных устройств у школьников, гендерные и возрастные особенности // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 4. С. 131–133.

8. Каветских Е. А., Ляпустина А. Е. Компьютерная и мобильная зависимость: причины и профилактика // Конкурентоспособность территорий: материалы XXI Всероссийского экономического форума молодых учёных и студентов / Екатеринбург, 23–27 апреля 2018 г. Т. 1. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2018. С. 50–52.

9. Лабарешных Н. Н., Высотина А. С. Мобильная зависимость студентов // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 12-1. С. 94–98.

10. Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография / М. В. Богуславский, Н. А. Асташова, Е. В. Бирюлина, Л. В. Садовая, О. В. Верхорубова. Брянск: Десяточка, 2013. 300 с.

11. Равкин З. И. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). Москва: Институт теории образования и педагогики РАО, 1995. 631 с.

12. Розин В. М. Философия образования: этюды-исследования. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. 576 с.

13. Сапунова А. А. На пути к наблюдателю технической реальности // Идеи и Идеалы. 2016. № 3 (29). Т. 2. С. 45–55.

14. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2003. 192 с.

15. Сталинская Е. П. Мобильная зависимость школьников как фактор возможной их активизации в учебном процессе // Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества: III Международная научно-практическая интернет-конференция / Казань, 5 марта 2015 г. Казань: ИП Синяев Д. Н., 2015. С. 86–90.

16. Markova V., Pleshakov V., Shesterina A. Practices of teaching and upbringing of young people in the Internet space [Электронный ресурс] // SHS Web of Conferences. 2021. № 98. URL: https://www.shsconferences.org/articles (дата обращения: 01.12.2022).


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 212


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)