Педагогические условия формирования цифровых компетенций у юристов в высшей школе
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-180-191
Аннотация
Актуальность обусловлена потребностью государства в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями. В целях правого обеспечения деятельности государства и общества важно обеспечить подготовку будущего юриста, который будет соответствовать не только предъявляемым работодателями требованиям, но и будет способен адаптироваться к работе в быстро меняющихся реалиях перехода государства к новой модели управления.
Цель. Выявить педагогические условия формирования цифровых компетенций у юристов в высшей школе.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы эмпирические методы исследования (опрос, тестирование), с помощью которых был выявлен уровень знаний о цифровых сервисах у студентов-юристов, проведён анализ и обобщение полученных результатов.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Выявлен уровень освоения цифровых сервисов студентами-юристами при изучении дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности». Практическая значимость исследования заключается в предложенных к изучению цифровых сервисах, которые могут быть включены при изучении дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», в целях формирования у юристов компетенций в области информационных технологий, в том числе способности работать с информацией в интернете.
Результаты исследования. Анализ проведённого исследования показал, что будущий юрист не обладает достаточными знаниями о существующих цифровых сервисах, необходимых ему для будущей профессиональной деятельности. Обязательным аспектом в изучении цифровых сервисов студентами-юристами является совокупность теоретических знаний и практики. Основным способом формирования рассматриваемых компетенций является практическая работа с цифровыми сервисами в рамках практических занятий. При разработке учебных планов и рабочей программы дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» необходимо учитывать больший объём практических занятий для формирования знаний, умений и навыков, связанных с цифровыми сервисами.
Выводы. В целях овладения выпускником-юристом способностью использовать цифровые сервисы для решения профессиональных задач образовательным организациям следует включать в содержание дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» обязательное изучение цифровых сервисов, способствующих быстрому и эффективному решению будущим-юристом профессиональных задач.
Об авторе
Е. И. СидоринаРоссия
Сидорина Екатерина Игоревна – аспирант кафедры теории и методики преподавания
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Анциферова В. И., Зольников В. К., Сербулов Ю. С. Информационная технология моделирования организационного управления и мониторинга учебного процесса // Информационные технологии моделирования и управления. 2006. № 1 (26). С. 5–8.
2. Берулава Г. А., Берулава М. Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2012. № 4. С. 11–20.
3. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Едиториал УРСС, 1997. 448 с.
4. Воровщиков С. Г. Компетентностный подход в образовании // Философия образования. 2007. № 2 (19). С. 27–31.
5. Горбунова Н. В., Фетисов А. С. Интернет-сервисы в технологии формирования профессиональной компетентности будущих юристов // Гуманитарные науки. 2022. № 1 (57). С. 52–56.
6. Зараменских Е. П. Цифровые сервисы: их атрибуты и взаимосвязь с архитектурой предприятия // Вестник Государственного университета управления. 2018. № 10. С. 36–42.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 203 с.
8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 22 с.
9. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.
10. Колин К. К. Информационная антропология: предмет и задачи нового направления в науке и образовании // Вестник Кемеровского государственного института культуры. 2011. № 17. С. 17–32.
11. Мореева С. Н. Пути развития юридической профессии и юридического образования в условиях «цифровой экономики»: реплики к дискуссии // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2 (170). С. 127–131.
12. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. Москва: Наука, 1974. 280 с.
13. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Образование как информационный процесс и перспективы его футуризации // Современное образование. 2013. № 2. С. 2–57.
14. Хуторской А. В. Педагогический основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 5 (80). С. 7–15.
15. Цибульникова В. Е. Компетентностный подход в управлении образовательными системам // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского учёного-педагога В. А. Сластенина / 20–21 сентября 2012 г.: в 2 ч. Ч. 1. Курск: Издательство Курского государственного университета, 2012. С. 292–298.
16. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. Москва: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.