Условия развития воображения обучающихся старше 18 лет при обучении изобразительному искусству
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-173-187
Аннотация
Актуальность исследования вызвана необходимостью исследовать личностный подход и компьютерные образовательные технологии для развития воображения у обучающихся старше 18 лет, не имеющих опыта работы с живописными материалами. Работа основывается на классических методах преподавания изобразительного искусства в сочетании с цифровыми статье описываются основные условия и способы, развивающие воображение у обучающихся старше 18 лет изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования.
Цель. Целью исследования является разработка учебной программы, включающей в себя элементы интерактивного взаимодействия с обучающимися, использование цифровых технологий (нейросетей) для развития пространственного мышления и колористического и композиционного воображения у обучающихся.
Методы исследования. Анализ научной литературы, проведение занятий по предмету «Живопись» с обучающимися старше 18 лет, анализ их учебной и творческой деятельности на занятиях, наблюдение за развитием творческих умений группы являются методами исследования способов развития воображения учащихся.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Теоретической и практической значимостью исследования является вклад в процесс обучения изобразительному искусству, возможность использования способов развития воображения в методике преподавания живописи, совершенствование программ обучения изобразительному искусству для разновозрастных обучающихся. На основе апробированных результатов планируется написание методических пособий по изобразительному искусству. У обучающихся, прошедших курс по дисциплине «Живопись» с использованием цифровых образовательных технологий, появилась выставочная и конкурсная деятельность, повысился интерес к мировой художественной культуре и искусству, развилось стремление к совершенствованию своих умений. Показаны особенности влияния цифровых технологий на развитие воображения для реализации творческих идей.
Результаты исследования. Внедрена в образовательный процесс программа с элементами цифровых технологий, повысилось мастерство и творческий уровень обучающихся: они успешно перенесли трёхмерные объекты на плоскость холста или бумаги в виде грамотно выстроенных колористических и композиционных решений.
Выводы. Цифровые и информационные технологии, а также технические средства помогают достичь хороших результатов в современном образовательном процессе. С внедрением технологий в процесс обучения изобразительному искусству реализуется педагогическая деятельность с очевидными преимуществами.
Об авторе
Ю. В. МеркушинаРоссия
Меркушина Юлия Валерьевна – аспирант кафедры живописи, ассистент кафедры композиции, мастер производственного обучения кафедры живописи
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Аманжолов С.А., Аманжолова Ж.С. Цифровые технологии и их применение в методике обучения изобразительному искусству в электронной школе // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: XХI Международная конференция, XIХ Международный конкурс научных и научно-методических работ: сборник трудов / под ред. Т.В. Пирязева. Москва: Экон-Информ, 2022. С. 5–8.
2. Галкина М.В., Ломов С.П., Уколова Л.И. Цифровизация объектов традиционного народного искусства в медиапространстве интерактивных музеев как уникальный метод сохранения художественных и духовных традиций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 89–96.
3. Галкина М.В., Чиркова Е.Ю., Михайлов Н.В. Основные аспекты цифровизации образования с точки зрения критического восприятия // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: XХ Международная конференция, XVIII Международный конкурс научных и научно-методических работ, Международный конкурс «Нейросетевой рисунок»: сборник трудов / под ред. Т.В. Пирязева. Москва: Экон-Информ, 2021. С. 16–20.
4. Даутова О.Г., Диброва И.А., Кузьменко Е.Л. Образно-эмоциональная основа в графической стилизации изображения природных объектов // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: XVIII Международная конференция, XVI Международный конкурс научных и научно-методических работ. Международный конкурс «Искусственный интеллект в создании картин»: сборник трудов / под ред. Т.В. Пирязева. Москва: Экон-Информ, 2021. С. 25–27.
5. Дмитриевская Е.А., Аманжолов С.А. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства. За и против! // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: XVII Международная конференция, XV Международный конкурс научных и научно-методических работ: сборник трудов / под ред. Т.В. Пирязева. Москва: Экон-Информ, 2020. С. 46–49.
6. Кузин В.С. Психология / под ред. Б. Ф. Ломова. Москва: Высшая школа, 1982. 256 с.
7. Ломов С.П. Дидактика художественного образования: монография. Москва: Педагогическая академия, 2010. 103 с.
8. Пигида С.М., Чистов П.Д., Аманжолов С.А. Процесс работы над композицией живописного натюрморта // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: XХ Международная конференция, XVIII Международный конкурс научных и научно-методических работ, Международный конкурс «Нейросетевой рисунок»: сборник трудов / под ред. Т.В. Пирязева. Москва: Экон-Информ, 2021. С. 177–180.
9. Пирязева Т.В., Меркушина Ю.В., Герасименко И.И. Организация и проведение Международного конкурса проектов «Искусственный интеллект в создании картин» // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: XХ Международная конференция, XVIII Международный конкурс научных и научно-методических работ, Международный конкурс «Нейросетевой рисунок»: сборник трудов / под ред. Т.В. Пирязева. Москва: Экон-Информ, 2021. С. 211–218.
10. Пирязева Т.В., Соколов И.В. Информационные технологии в художественном и техническом образовании // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: XIV Международная конференция, XII Международный конкурс научных и научно-методических работ: сборник трудов / под ред. Т.В. Пирязева, В.В. Серова. Москва: Экон-Информ, 2019. С. 109–112.
11. Серегин Н.В. Художественное образование в современном мире // Культура в Евразийском пространстве: традиции и новации. 2018. № 1. С. 57–62.
12. Шаповалов В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология. Москва: Дашков и К°, 2018. 261 с.
13. Claudette M. Peterson C.M. Ray Andragogy and Metagogy: The Evolution of Neologisms // Journal of Adult Education. 2013. Vol. 42. № 2. P. 80–85.
14. Elwood F.H., Swanson R.A., Malcolm S.K. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. Oxford: Elsevier, 2005. 378 p.
15. Knowles M.S. Andragogy, not pedagogy // Adult Leadership. 1968. № 16 (10). P. 350–352.