Preview

Moscow Pedagogical Journal

Advanced search

Преодоление трудностей в изучении русского языка у детей-инофонов младшего школьного возраста

Abstract

Актуальность исследования обусловлена необходимостью в преодолении трудностей детей-инофонов в изучении русского языка в начальной школе и в выявлении соответствующего методического обеспечения педагогов.

Цель. Уточнение содержания работы педагогов с учащимися-инофонами и способов его реализации для успешного изучения русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методы исследования. Проведен сопоставительный контент-анализ методики обучения русскому языку в начальной школе, методики обучения русскому языку как иностранному и данных теории и практики логопедии, касающихся этапов, содержания и методов речевой работы с детьми младшего школьного возраста. Проведено эмпирическое исследование обучения детей-инофонов русскому языку в начальных классах для уточнения содержания и способов соответствующей работы учителя и логопеда.

Теоретическая и практическая значимость. Обосновано содержание речевой работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, необходимое для успешного освоения ими предмета «Русский язык»; уточненa процедура отбора данного содержания и способы его реализации в процессе обучения младших школьников-инофонов с учетом нормативных требований соответствующей общеобразовательной программы. Результаты исследования могут быть использованы учителями и логопедами, работающими с учениками-инофонами в начальной школе.

Результаты. Отобрано дополнительное к программе по русскому языку содержание работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, посильное для учащихся названной категории и необходимое для подготовки их к выполнению требований общеобразовательной программы по русскому языку. Выявлены приемы и средства работы учителя и логопеда с учащими-инофонами, способствующие успешному освоению ими общеобразовательной программы по русскому языку.

Выводы. Дополнительная речевая работа с детьми-инофонами включает тренировку в понимании инструкций, смысловых связей в повествовательных и вопросительных предложениях; коррекцию, уточнение и расширение их словаря. Содержание данной работы отбирается с учетом языковой интерференции и результатов обследования речи; реализуется логопедом. На уроке русского языка наиболее эффективными являются: объяснительно-иллюстративный метод с элементами моделирования проблемы, приемы ассоциаций, введение дидактического героя с подобным инофону уровнем владения языком; развернутые алгоритмы способов предметных действий. Достижение метапредметных результатов обучения русскому языку осуществляется за счет формирования и развития посильных для инофонов универсальных учебных действий, к которым относятся анализ, синтез, сравнение; моделирование; извлечение конкретной информации; восприятие вопроса и его формулировка. Перечисленные умения осваиваются за счет копирования образцов аналогичных действий.

About the Author

Анна Биба
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Russian Federation


Supplementary files

1. Заявление на публикацию статьи
Subject
Type Исследовательские инструменты
Download (46KB)    
Indexing metadata ▾

Review

Views: 23


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)