Преодоление трудностей в изучении русского языка у детей-инофонов младшего школьного возраста
Abstract
Актуальность исследования обусловлена необходимостью в преодолении трудностей детей-инофонов в изучении русского языка в начальной школе и в выявлении соответствующего методического обеспечения педагогов.
Цель. Уточнение содержания работы педагогов с учащимися-инофонами и способов его реализации для успешного изучения русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Методы исследования. Проведен сопоставительный контент-анализ методики обучения русскому языку в начальной школе, методики обучения русскому языку как иностранному и данных теории и практики логопедии, касающихся этапов, содержания и методов речевой работы с детьми младшего школьного возраста. Проведено эмпирическое исследование обучения детей-инофонов русскому языку в начальных классах для уточнения содержания и способов соответствующей работы учителя и логопеда.
Теоретическая и практическая значимость. Обосновано содержание речевой работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, необходимое для успешного освоения ими предмета «Русский язык»; уточненa процедура отбора данного содержания и способы его реализации в процессе обучения младших школьников-инофонов с учетом нормативных требований соответствующей общеобразовательной программы. Результаты исследования могут быть использованы учителями и логопедами, работающими с учениками-инофонами в начальной школе.
Результаты. Отобрано дополнительное к программе по русскому языку содержание работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, посильное для учащихся названной категории и необходимое для подготовки их к выполнению требований общеобразовательной программы по русскому языку. Выявлены приемы и средства работы учителя и логопеда с учащими-инофонами, способствующие успешному освоению ими общеобразовательной программы по русскому языку.
Выводы. Дополнительная речевая работа с детьми-инофонами включает тренировку в понимании инструкций, смысловых связей в повествовательных и вопросительных предложениях; коррекцию, уточнение и расширение их словаря. Содержание данной работы отбирается с учетом языковой интерференции и результатов обследования речи; реализуется логопедом. На уроке русского языка наиболее эффективными являются: объяснительно-иллюстративный метод с элементами моделирования проблемы, приемы ассоциаций, введение дидактического героя с подобным инофону уровнем владения языком; развернутые алгоритмы способов предметных действий. Достижение метапредметных результатов обучения русскому языку осуществляется за счет формирования и развития посильных для инофонов универсальных учебных действий, к которым относятся анализ, синтез, сравнение; моделирование; извлечение конкретной информации; восприятие вопроса и его формулировка. Перечисленные умения осваиваются за счет копирования образцов аналогичных действий.
About the Author
Анна БибаRussian Federation
Supplementary files
![]() |
1. Заявление на публикацию статьи | |
Subject | ||
Type | Исследовательские инструменты | |
Download
(46KB)
|
Indexing metadata ▾ |