Реализация менторского сопровождения в непрерывном дополнительном профессиональном педагогическом образовании
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-2-157-169
Аннотация
Актуальность. В современном дополнительном профессиональном образовании особую актуальность приобретает проблема менторского сопровождения молодых педагогических кадров, что придаёт послевузовскому непрерывному образованию рефлексивный характер и позволяет сделать более эффективным процесс совершенствования их профессионального мастерства. Ментор как более опытный наставник способен не только передать свой опыт обучающимся в готовом виде, но и активно взаимодействовать с ними, оказывая необходимую консультативную помощь. Обращение к проблеме менторского сопровождения педагогических кадров обусловлено также тем, что современное образование характеризуется высокой ориентацией на принципы индивидуализации и персонализации, в наибольшей степени учитывающими индивидуальные образовательные запросы и раскрывающими профессиональный потенциал личности.
Цель – выявить особенности и обосновать эффективность реализации технологии менторского сопровождения педагогических кадров в дополнительном профессиональном образовании.
Методы исследования. Основными методами в работе являются контент-анализ, наблюдение, анкетирование, анализ и синтез информации, обобщение.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что проблема менторского сопровождения рассмотрена в контексте непрерывного профессионального педагогического образования. Теоретическая значимость заключается в уточнении понятийного поля проблемы менторства. Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности организаций непрерывного дополнительного профессионального педагогического образования.
Результаты исследования. Раскрыты практические аспекты реализации менторского сопровождения в непрерывном дополнительном профессиональном педагогическом образовании.
Выводы. Делается вывод, что реализация технологии менторского сопровождения в непрерывном педагогическом образовании в максимальной степени способствует индивидуализации и персонификации образовательного процесса по программам дополнительного профессионального образования.
Об авторах
А. В. ВорожейкинаРоссия
Ворожейкина Анфиса Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного и дополнительного образования
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 69
И. А. Скоробренко
Россия
Скоробренко Иван Александрович – аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 69
Список литературы
1. Астахова Л. В. Новые требования информационного подхода к образованию // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2022. № 1. С. 15–21.
2. Винтер Н. М. Актуальные проблемы и тренды подбора персонала в организации // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 5. С. 268–273.
3. Ворожейкина А. В., Цилицкий В. С. Содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в системе непрерывного дополнительного профессионального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 7. С. 771–777.
4. Дубовая Л. С., Давыденко А. А. Менторство как ресурс профессионального развития руководящих работников школ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 5 (71). С. 141–157.
5. Ильясова О. А., Сайгушкина С. В., Поликарпова Н. В. Системный подход к оценке качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2021. № 1 (12). С. 49–55.
6. Красинская Л. Ф. Дополнительное профессиональное образование кадров: проблемы и пути их решения // Современные наукоёмкие технологии. 2021. № 7. С. 123–127.
7. Романова М. В., Константинов В. В. Профессиональная рефлексия и личностные характеристики студентов будущих педагогов-психологов // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. 2012. № 28. С. 1330–1333.
8. Малкина Е. А., Дубовая Л. С. Менторство как инструмент развития кадрового потенциала региональной системы общего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 29–34.
9. Фетисов А. С. Формирование профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования // Образование и общество. 2022. № 2 (133). С. 3–10.
10. Фролова С. В., Базарнова Н. Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 213–216.
11. Харитонова О. С. Особенности внедрения компетентностного подхода к подготовке кадров в системе дополнительного профессионального образования // Менеджер. 2022. № 1 (99). С. 146–152.
12. Цибизова Т. Ю., Августан О. М., Сергеев Д. А. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования (сетевое издание). 2017. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26646 (дата обращения: 03.06.2023).
13. Челнокова Е. А., Сулимова И. Д., Григорян Н. М. Технологии тьюторства в системе высшего образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (42). С. 91–95.
14. Якушкина М. С. Выбор индивидуального пути повышения квалификации работников образования // Человек и образование. 2020. №3 (64). С. 11–15.
15. Bolton-King R. S. Student mentoring to enhance graduates’ employability potential // Science & Justice. 2022. Vol. 62. № 6. P. 785–794.
16. Fischer D. Mentorieren: Zwischen kollegialer Begleitung, professionellem Anspruch und persцnlichem Zuspruch // Schul Verwaltung Spezial. 2008. № 1. P. 38–40.
17. Wang J., Shibayama S. Mentorship and creativity: Effects of mentor creativity and mentoring style // Research Policy. 2022. Vol. 51. P. 104.