Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

О международном и российском опыте кластеризации высшего образования

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-1-6-14

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена повышением роли и значения кластеризации в международном и российском образовательном пространстве.1

Цель данного исследования – рассмотреть международный и российский опыт кластеризации образования, показать роль кластеров в развитии образования в России.

Методология и методы исследования. Основные положения и выводы исследования основаны на общенаучных и специальных методических подходах: системном, культурологическом, цивилизационном, кластерном и др. Информационно-эмпирическая база исследования представлена статистическими данными Европейской кластерной обсерватории, материалами Министерства транспорта Российской Федерации. Отмечается положительный опыт кластеризации (clustering) образовательной сферы во многих зарубежных и российских вузах.

Научная новизна и/ или теоретическая и/ или практическая значимость. Приводятся аргументы в пользу применения кластеров при реализации научно-образовательной стратегии Российского университета транспорта (МИИТ), который реализует проект многофункционального технологического кластера «Образцово», а также инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) МГУ имени М. В. Ломоносова «Воробьёвы горы». 

Даётся анализ основных преимуществ объединения образовательных учреждений и организаций в кластеры.

Результаты. Международный и российский опыт кластеризации высшего образования показывает положительные примеры повышения конкурентоспособности учебных заведений; кластеризация вузов способствует созданию совокупных инновационных образовательных продуктов и ценностей, которые повышают конкурентоспособность субъектов кластера.

Выводы.Использование кластеров в развитии инновационного образования является сегодня актуальным и востребованным. Вопросы кластеризации сферы образования в России требуют комплексного участия учебных заведений, бизнеса и государственных органов.

Об авторах

Г. Н. Крайнов
Российский университет транспорта (МИИТ) 

Крайнов Григорий Никандрович – доктор исторических наук, профессор кафедры истории

127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 2



А. И. Панов
Московский государственный областной педагогический университет
Россия

Панов Анатолий Иванович – доктор политических наук, профессор кафедры политологии и права

 

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. Москва: Вильямс, 2005. 235 с.

2. Россия в ХХI веке: образование как важный цивилизационный институт развития и формирования российской культурно-исторической идентичности: сборник докладов и материалов

3. ХХX Моисеевских чтений – научно-практической конференции / Москва, 24–25 марта 2022 г.

4. Москва: Издательство Международного независимого эколого-политологического университета, 2022. 477 с.

5. Соколова Е. И. Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. URL: https://lll21.petrsu.ru/

6. journal/article.php?id=2371 (дата обращения: 26.11.2022).

7. Герцик Ю. Г. Роль высших учебных заведений России и Китая в развитии инновационных

8. образовательных кластеров // Экономика науки. 2020. Т. 6. № 4. С. 225–235.

9. Гордашникова О. Ю., Кехян М. Г. Образовательный кластер как неотъемлемый элемент инновационной политики региона // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2019. № 2.

10. С. 43–49.

11. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Народное образование. 2019. № 4 (1475). С. 101–104.

12. Смирнов В. В., Мулендеева А. В. Региональная кластеризация российского высшего образования // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 2. С. 266–282.

13. Feser E. Industry cluster concepts in innovation policy: A comparison of US and Latin American experience. Berlin: Springer, 2019. 338 р.

14. Marshall A. Principles of Political Economy. London: Maxmillan, 2002. 328 p.

15. Porter M. Clusters and Competition: New Agendas for Companies, Journments and Institutions. On

16. Competition. Boston: Harvard Business School, 1998. 295 р.

17. Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster:

18. The Microeconomics of Competitiveness. Amherst: Massachusetts Press, 2010. 230 p


Рецензия

Просмотров: 204


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)