Структурная схема формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-1-89-109
Аннотация
Актуальность. Поиск передовых путей формирования компетентности студентов - будущих учителей согласно требованиям ФГОС (3++) находит актуальность на нынешней стадии развития образования. В научных исследованиях этот вопрос ещё не нашёл исчерпывающего рассмотрения, в связи с чем повышается необходимость в новых подходах к решению данной проблемы.
Цель. Описать разработанную структурную схему формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению.
Методы исследования. Базовое содержание статьи компилирует продуктивное сопряжение общей и театральной педагогики. Используется также метод моделирования.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании синтезированы работы по исследуемой теме, предложена структурная схема формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов данного исследования для создания в вузах междисциплинарных факультативов, сочетание которых с дисциплиной «Педагогика» поможет решить задачу формирования компетентности студентов.
Результаты исследования позволили определить подход к решению вопроса формирования компетентности студентов - будущих учителей в рамках схемы формирования компетентности студентов на основе междисциплинарного подхода к их обучению.
Выводы. Предложенная схема даёт представление о структуре формирования компетентности студентов - будущих учителей на базе междисциплинарного взаимодействия общей и театральной педагогики (форма организации обучения - междисциплинарный факультатив, сочетание которого с дисциплиной «Педагогика» поможет решить задачу формирования компетентности студентов).
Об авторах
Е. В. МирончукРоссия
Мирончук Елена Валентиновна - доцент кафедры средового дизайна
141014, Московская обл, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Е. Л. Суздальцев
Россия
Суздальцев Евгений Леонидович- кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры средового дизайна
141014, Московская обл, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Белоновская И. Д., Кирьякова А. В., Горяйнова Т. А., Дробот М. А. Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении студентов // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 3. С. 127-144.
2. Борисов А. М., Шастина Е. М. Литературная педагогика как временное направление развития образования // Высшее образование: проблемы и трансформации: коллективная монография / А. Ю. Нагорнова, А. А. Тарасенко, Ю. Д. Овчинников, А. А. Абраамян, В. Е. Черникова, О. А. Омаров, Н. О. Омарова, П. А. Омарова, Т. А. Пастух, А. А. Селезнёв, Т. А. Бельчикова, Т. В. Казакевич, С. В. Ряснянский, Н. В. Божко, А. В. Кот, Р. А. Круковский, Е. В. Лукашевич, Н. В. Самусевич, О. А. Юрченко, И. Н. Симонова. Ульяновск: Зебра, 2019. С. 211-219.
3. Борисенко Е. Ю., Осипова Е. В. Междисциплинарный подход при обучении бакалавров педагогического образования направленности «Биология - химия» // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / 13 октября 2021 г. Уфа: Аэтерна, 2021. С. 197-202.
4. Бугримов А. Л., Ветшева А. А., Лобов В. И. Межпредметные связи курсов общей физики и высшей математики при изучении механической работы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика-Математика. 2021. № 1. С. 92-102.
5. Бывшенко А. С., Власова Н. В., Иванов Н. А. Возможности театрального искусства в развитии переговорной компетентности педагога-медиатора // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 1. С. 67-76.
6. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 61-73.
7. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону: Издательство Российского государственного педагогического университета, 2000. 440 с.
8. Коцевич И. В., Павельева И. Н. Межпредметные связи специальных дисциплин при подготовке художников-дизайнеров // Среднее профессиональное образование. 2020. № 2 (294). С. 32-36.
9. Крившенко Л. П., Юркина Л. В., Буслаева Е. Л. Психология и педагогика в высшей школе. Москва: Юрайт, 2022. 454 с.
10. Кузьменко Е. Л., Даутова О. Г., Мальцева Л. Б. Формирование метафорической компетенции при работе над сюжетной композицией как педагогическая проблема // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: сборник трудов XXII Международной конференции XX Международного конкурса научных и научно-методических работ / Москва, 28-29 апреля 2022 г. М.: Экон-Информ, 2022. С. 42-45.
11. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. 478 с.
12. Львова И. А., Ларионова Н. Л., Львова Н. С. Анализ современных особенностей подготовки бакалавров по профилю «Ландшафтный дизайн» // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71 (1). С. 236-239.
13. Лях В. И., Королева Н. А. Междисциплинарный подход к образовательному процессу вуза в контексте формирования медиакультуры студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (3). С. 38-42.
14. Медведев П. Н., Малий Д. В. Подготовка будущих учителей технологии к проектированию психологически безопасной образовательной среды в условиях её цифровизации: междисциплинарный подход // Вестник педагогических наук. 2021. № 2. С. 214-220.
15. Мирончук Е. В. Мониторинг формирования профессиональной компетентности у студентов-будущих учителей посредством интеграции общей и театральной педагогики // Преподаватель XXI век. 2017. № 2 (1). С. 56-63.
16. Мирончук Е. В., Мирончук Д. Э. Понятия «компетентность» и «компетенция» в системе педагогического и общенаучного знания // Наука и школа. 2022. № 5. С. 85-97.
17. Пугачева С. А., Хисматулина Н. В., Малкова Т. В. Интеграция образования и самообразования в системе непрерывного образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 3. С. 203-205.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 713 с.
19. Рыбина Е. А., Широкова Л. К., Горшенкова А. О. Связь педагогики и других наук [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 6 (134). URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/06/98566 (дата обращения: 26.01.2023).
20. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения: собрание сочинений: в 8 т. Т. 3. Москва: Искусство, 1955. 502 с.
21. Творогова Н. Д., Ханина И. Б., Кулешов Д. В. Обучение студентов общению. Москва: Гэотар-Медиа, 2022. 464 с.
22. Тучалаев С. Т., Магомедов О. М. Формирование профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя в процессе изучения модуля «История педагогики и образования» // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 2. С. 53-62.
23. Федосеева Л. А. Формы взаимосвязи педагогики с другими науками // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 (105). С. 41.
24. Хроменков П. А. Использование современного человекознания в высшем педагогическом образовании: монография. Москва: Издательство МГОУ, 2012. 225 с.
25. Shastina E. M., Jentgens S., Shatunova O. V. Role of literary pedagogy in modern education of pre-school and primary school children // Space and Culture, India. 2020. Vol. 8. No. 1. P. 234-243.