Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

О ПОДХОДАХ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2015-4-84-93

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с подготовкой кадров высшей квалификации, с пониманием понятия «фонд оценочных средств» в современной педагогической литературе; предлагаются основные теоретико-методологические подходы к формированию фонда оценочных средств подготовки аспирантов. Охарактеризованы цели, функции и этапы формирования фонда оценочных средств. Анализируются проблемы оценки уровня сформированности компетенций аспирантов в условиях реализации ФГОС. Предлагаются подходы к проектированию оценочных средств, соответствующих компетентностной модели высшего образования. Определен перечень оцениваемых объектов; предложена система критериев и показателей качества подготовки на всех этапах обучения.

Об авторах

Ольга Борисовна Акимова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Елена Дмитриевна Колегова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. B.И. Байденко. М., 2009. 536 с.

2. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М., 2012. 416 с.

3. Казанов Я.В., Толмачев С.О., Шелия А.В. Проект содержания образовательной программы аспирантуры для педагогических специальностей // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 1. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 73-77.

4. Колегова Е.Д. О планировании результатов обучения в рамках компетентностно ориентированных ООП // Научный диалог. 2014. № 2 (26): Педагогика. С. 91-101.

5. Колегова Е.Д. О подходе к оценке учебных достижений студентов в условиях реализации ФГОС // Акмеология профессионального образования: материалы 12-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 12-13 марта 2015 г. Екатеринбург, 2015. C. 197-210.

6. Лаптев В.В., Тряпицына А.П., Богословский В.И., Бендюкова Т.С., Писарева С.А. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете: Коллект. моногр. / Под общ. ред. В.В. Лаптева. СПб., 2005. 320 с.

7. Матушкин Н.Н., Пахомов С.И., Столбова И.Д. Формирование компетенций выпускника вуза на основе процессного подхода // Университетское управление: практика и анализ. 2011. №1. С. 58-63.

8. Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 24-29.

9. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин. М., 2007. 148 с.

10. Месхи Б.Ч., Ефремова Н.Ф., Шумская Н.Н. Оценка достижений студентов в рамках требований ФГОС ВПО: создание фонда оценочных средств вуза для системной аттестации обучающихся в условиях компетентностной модели: учеб.-метод. пособие. -Ростов н/Д., 2012. 104 с.

11. Писарева С.А. Проблемы содержания подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре современных университетов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. № 158. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-soderzhaniya-podgotovki-nauchno-pedagogicheskih-kadrov-v-aspiranture-sovremennyh-universitetov (дата обращения: 30.08.2015).

12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержден приказом Минобрнауки России от 19. 12. 2013 № 1367.

13. Селезнева Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 3-9.

14. Столбова И.Д., Данилов А.Н. Инструментарий оценивания результатов образования при компетентностном подходе // Стандарты и мониторинг образования. 2012. № 4. С. 24-30.

15. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf - 10.03.2014 (дата обращения: 31.01.2015).

16. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. М., 2002. 432 с.

17. Bloom B.S., Masia B.B. and Krathwohl D.R. Taxonomy of Educational Objective Volume II: The Affective Domain. New York, 1964. 196 p.


Рецензия

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)