Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Проблемы нравственного воспитания в России: история, теория, практика

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-3-19-26

Аннотация

Цель. Провести исторический анализ и выявить педагогические условия формирования нравственности обучающихся. Задачи: провести ретроспективный анализ проблемы нравственного воспитания; описать теоретические основания формирования нравственности обучающихся с определением её сущности и содержания; определить педагогические условия и обосновать их эффективность при формировании нравственности обучающихся; выявить закономерности нравственного воспитания и описать подходы и принципы, способствующие активизации этого процесса; предложить интерактивные педагогические технологии, формирующие духовно-нравственные качества.

Процедура и методы. В работе проведён историографический анализ понятия нравственности, начиная с истоков религиозной духовности. Дан научный анализ междисциплинарного подхода к формированию понятия нравственности. Уточнено и дополнено определение понятия нравственности с точки зрения современных требований к воспитанию личности. Представлены некоторые теоретические и практические аспекты нравственного воспитания. При проведении исследования применены такие теоретические методы, как анализ, синтез, моделирование, аналогия, абстрагирование.

Результаты. В ходе работы были выявлены логика и стратегия нравственного воспитания, определены закономерности и принципы нравственного воспитания, разработаны педагогические условия, способствующие нравственному воспитанию обучающихся.

Теоретическая и/или практическая значимость. Одной из центральных для системы образования и общества является проблема нравственного воспитания. На основании анализа и результатов исследования данной проблемы раскрываются положительные и отрицательные стороны процесса нравственного воспитания в условиях современной России. Дан научный анализ междисциплинарного подхода к формированию понятия нравственности. С точки зрения современных требований к личности сделана попытка определения понятия нравственности. Подчёркивается необходимость изучения теоретических материалов о формировании нравственности обучающихся, а также определены педагогические условия эффективного развития нравственных качеств. Описаны закономерности нравственного воспитания, основные подходы и принципы. Разработана модель формирования нравственности обучающихся.

Об авторах

К. Б. Семенов
Московский государственный областной университет
Россия

Семенов Курман Борисович – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий 

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



А. С. Семенова
Московский государственный областной университет
Россия

Семенова Аминат Сагитовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования 

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



И. B. Хлызова
Московский государственный областной университет
Россия

Хлызова Ирина Валерьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий 

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Аксенова А. Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004. 46 с.

2. Акимова Л. А. Актуальные концептуальные модели в социологии морали // Развитие личности. 2002. № 4. С. 137–143.

3. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 182 с.

4. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1366 (дата обращения: 25.03.2021).

5. Вербицкий А. А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. № 3. С. 3–16.

6. Вертякова Э. Ф. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве: монография. Челябинск: Рекпол, 2006. 143 с.

7. Григорьев В. М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1998. 66 с.

8. Измайлова А. Б. Русская народная педагогика: воспитание ребенка младенческого возраста: монография. Владимир: Владимирский государственный педагогический университет, 2001. 548 с.

9. Коллективные переживания социальных проблем: коллективная монография / под ред. Т. Г. Стефаненко и С. А. Липатова. М.: Смысл, 2015. 239 с.

10. Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 2008. 256 с.

11. О проблемах поиска путей цифровизации образовательной среды вуза / К. Б. Семенов, В. Е. Кузнецова, М. Е. Иванова, Е. Н. Старкова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (67). С. 133–141.

12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. шк., 1988. 269 с.

13. Тарасова С. И. Духовное воспитание детей в русской народной педагогике: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2003. 241 с.

14. Учение, преобразующее мир / Г. Н. Волков, Г. Г. Водолазов, В. В. Пошатаев и др. 2-е изд. М.: Политиздат, 1982. 335 с.

15. Хлызова И. В. Идеи идеалосообразности в воспитании человека // Педагогическое образование и наука. 2019. № 5. С. 157–160


Рецензия

Просмотров: 263


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)