Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Роль университетов в формировании иностранных элит: реализация государственного проекта в сфере международного сотрудничества

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-2-42-54

Аннотация

Цель. Анализ организации и функционирования деятельности российских университетов в области международного сотрудничества на предмет формирования иностранных элит.

Задачи исследования – сформулировать стратегию обучения иностранных граждан в российских вузах; представить методические рекомендации по реализации государственного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (2017–2025 гг.) в сфере международного сотрудничества.

Процедура и методы. В статье представлен авторский анализ государственного проекта и даны методические рекомендации по исполнению указа Президента РФ В. В. Путина в сфере международного сотрудничества, включающего идею формирования иностранных элит, дружественных по отношению к России. Методологическую основу исследования составили методы наблюдения, обобщения и интерпретации результатов.

Результаты. Для достижения цели максимизации конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ необходимо проводить комплекс мероприятий, способствующих созданию привлекательного имиджа России и российского образования для иностранцев.

Теоретическая и/или практическая значимость. Разработка методики формирования иностранных элит, дружественных к России, и стратегии развития языковой подготовки для всех уровней образования. Материалы и выводы данной научной работы могут быть использованы в реализации государственного проекта в сфере международного сотрудничества, в разработке плана программы внеаудиторной работы с иностранными студентами с целью создания благоприятной образовательной среды в России.

Об авторах

Л. Н. Алешина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Алешина Лариса Николаевна – кандидат филологических наук, доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49



И. А. Зайцева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Зайцева Ирина Александровна – кандидат филологических наук, доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49



А. С. Торосян
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Торосян Анна Сергеевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49



Список литературы

1. Алешина Л. Н., Зайцева И. А., Манукян Г. В. Из страны «медведя с балалайкой» в мир русской культуры (разрушение стереотипов с помощью внеаудиторной работы с иностранными слушателями подготовительного факультета) // Муниципальная академия. 2017. № 2. С. 13–17.

2. Аркадьева Т. Г., Федотова Н. С., Шарри Т. Г. Роль метода проектов в социокультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 3 (40). С. 96–100.

3. Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л. Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2007. № 3. С. 73–77.

4. Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. 2013. Т. 1. № 3. С. 33–47.

5. Зайцева И. А. Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан) // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Международной научной конференции. Чита, 2017. С. 134–137.

6. Зайцева И. А. Роль внеаудиторной работы в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете (на примере Финансового университета при Правительстве РФ, город Москва) // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: материалы III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2017. С. 310–315.

7. Игнатова И. Б. Использование технологии веб-квестов при обучении русскому языку иностранных студентов-филологов // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2010. С. 132–134.

8. Калугина Ю. В., Мустафина А. Р. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 13. URL: https://e-koncept.ru/2015/85700.htm (дата обращения: 29.11.2019)

9. Кирьякова А. В., Мосиенко Л. В., Ольховая Т. А. Развитие субъектности студента в аксиосфере университета / // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 119–123.

10. Моднов С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2 (1). С. 111–115.

11. Осипова Н. Г. Роль классического университета в воспроизводстве элиты общества. Материалы XI Международной научной конференции «Сорокинские чтения». «Университет в глобальном мире: новый статус и миссия» // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2017. Т. 23. № 4. С. 9–31.

12. Осипова Н. Г. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М.: Норма, 2008. 580 с.

13. Савченко И. А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 1. С. 25–31.

14. Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования: учебно-методическое пособие для организаторов воспитательной деятельности и профессорско-преподавательского состава системы высшего образования России / Е. А. Певцова, В. Е. Цибульникова, М. В. Николаев, А. С. Зинченко. М.: ИИУ МГОУ, 2021. 208 с.

15. Цибульникова В. Е. Ценностно-ориентированное управление педагогическим коллективом общеобразовательной организации // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 429–434.


Рецензия

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)