Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Кооперация и конкуренция как эффективные мотиваторы учебной деятельности

Аннотация

В статье раскрывается влияние типов межличностного взаимодействия - кооперации и конкуренции - на уровень мотивации участников учебного процесса. Опираясь на теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, автор приходит к заключению, что, применяя стратегии кооперативной солидарности и конструктивной конкуренции в процессе обучения, индивиды удовлетворяют свои базовые психологические потребности в компетенции, самостоятельности и чувстве общности. Это приводит к росту уровня внутренней мотивации, в то время как внешняя мотивация становится более личностно детерминированной, что способствует активизации познавательной и творческой активности студентов и повышению эффективности обучения.

Об авторе

Э. В. Брусиловская
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://psychology. academic.ru/933 (дата обращения: 10.04.2012).

2. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://psychology.academic. ru/988/кооперация (дата обращения: 10.04.2012).

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М., 1983. - 96 с.

4. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. - М., 2006. - 231 с.

5. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/ psy.html?word=432 (дата обращения: 11.04.2012).

6. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 116-130.

7. Стратегия кооперативной солидарности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.marketpages. ru/teoriyipraktika/30.html (дата обращения: 10.04.2012).

8. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions [Электронный ресурс] // Contemporary Educational Psychology 25, 54-67 [2000]. URL: http://www.selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/ 2000_RyanDeci_IntExtDefs.pdf (дата обращения: 11.03.2012).


Рецензия

Просмотров: 173


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)