Preview

Moscow Pedagogical Journal

Advanced search

To the problem of the frame-based approach to teaching Russian as a foreign language and English

Abstract

This paper views training texts and exercises
in modern textbooks for teaching Russian as a foreign language
and English from a position of the cognitive structure
theory. It is shown that they often present verbalizations of
a frame. The organization and representation of teaching
materials in accordance with frame structures facilitates their
understanding and acquisition. The possible application of a
frame-based approach at level 1 (A1/A2) is also discussed.
It is suggested to solve the problem of some artificiality of
script-based training texts by changing representation forms
of lexical-grammar materials. Such forms of frame-based materials
as exercises of three types (chronologies, psychological
tests, questionnaires) are recognized as more successful
ones from the methodological point of view.

About the Author

Людмила Тёрёчик
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва)
Russian Federation


References

1. Борзова Е.В. Виды проблемных заданий при обучении устной речи и чтению на иностранном языке // Лингвометодические аспекты препода- вания иностранных языков в вузе. Материалы Всесоюз. межвуз. научно-прак. конф. (6-9 июня 1989г.). Петрозаводск, 1990.

2. Герасимов В.И., Петров В.В. На пути к когнитив- ной модели языка // Новое в зарубежной линг- вистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М.: «Прогресс», 1988.

3. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002.

4. Колодочка Т.Н. Фреймовое обучение как педаго- гическая технология: автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2004.

5. Коппл Э., Латышева А.Н., Паршин П.Б. Обучение иностранным языкам: Лингвистика и методика (идеи, проблемы, перспективы) // Научно-тех- ническая информация. Серия 2. Информацион- ные процессы и системы. М., 1992. № 2.

6. Минский М. Структура для представления знаний // Психология машинного зрения. М.: «Мир», 1978.

7. Латышева А.Н., Тюрина Г.А. Фреймовый словарь в преподавании русского языка // Материалы IХ Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г. Докла- ды и сообщения российских ученых. М., 1999.

8. Леонова С.Д. Специфика работы над лексикой современного русского языка // Материалы IХ Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г. Докла- ды и сообщения российских ученых. М., 1999.

9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2005.

10. Норман Д. Как мы обучаемся? Как запоминаем? // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппе- нрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000.

11. Норман Д. Схемы, сценарии и прототипы // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000.

12. Тёрёчик Л.Б. О «тематических» учебных текс- тах: проблемы и перспективы // Русское слово в мировой культуре: материалы Х КонгрессаМАПРЯЛ. Санкт-Петербург, 30 июня - 5 июля. Методика преподавания русского языка: тради- ции и перспективы. В 4-х т. Том 1. Националь- но-культурная специфика речевого поведения и проблемы обучения русскому языку как инос- транному. СПб.: Политехника, 2003.

13. Тюрина Г.А. Фреймовый способ организации лексики в практическом курсе русского языка как иностранного: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000.

14. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Ког- нитивные аспекты языка. М., 1988.

15. Травкина А.Д. Фоновое интонационное знание как составная часть языковой компетенции // Фонетика и психология речи. Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Вишневская Г.М. Иваново, 1984.

16. Формановская Н.И. Речевое общение: комму- никативно-прагматический подход. М., Рус. яз., 2002.

17. Хавронина С.А. Говорите по-русски (для англо- говорящих на англ. языке). М.: Рус. яз., 1987.

18. Халеева И.И. Основы теории обучения понима- нию иноязычной речи. М., 1989.

19. Чейф У.Л. Память и вербализация прошлого опыта // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики / Сборник ст. М.: Эдито- риал УРСС, 2001.

20. Шляхов В.И. Речевой сценарий и обучение рус- ской речи. Ситуативный и сценарный подходы // Живая методика для преподавания русского языка как иностранного. М.: «Русский язык. Курсы», 2005.

21. Clive Oxenden, Paul Seligson. English File 1, Student's Book. Oxford University Press, 2002.

22. Joanna Collie and Stephen Slater. True To Life Elementary, Class Book. Cambridge University Press, 1997.

23. Liz and John Soars. Headway Elementary, Student's Book. Oxford University Press, 1997.

24. Liz and John Soars. Headway Elementary, Workbook. Oxford University Press, 1997.

25. Liz and John Soars. Headway Pre-Intermediate, Student's Book. Oxford University Press, 1997.

26. Liz and John Soars. New Headway Elementary, Student's Book. Oxford University Press, 2000.

27. Ruth Gairns and Stuart Redman. True To Life Pre- Intermediate, Class Book. Cambridge University Press, 1995.

28. Schank R.C. Tell me a story: A New Look at real and artificial Memory. New York, 1990.

29. Tom Hutchinson. Lifelines Elementary, Student's Book. Oxford University Press, 1999.


Review

Views: 169


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)