Ресурсы форсайт-воспитания в стратегическом развитии общеобразовательной организации
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-2-27-41
Аннотация
Цель. Теоретически и практически обосновать целесообразность применения ресурсов форсайт-воспитания в стратегическом развитии общеобразовательной организации.
Процедура и методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, гипотетический метод, SWOT-анализ – метод ситуационного анализа и стратегического планирования, моделирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; методы статистического анализа.
Результаты. На основе выявления сущности феномена форсайта, его функциональных механизмов, содержательных аспектов и, главное, воспитательного потенциала в исследовании доказана востребованность ресурсов форсайт-воспитания в целях стратегического развития общеобразовательной организации в условиях неопределённости и трансформации общества. На основе форсайт-технологии была разработана модель управления кадровыми ресурсами, играющими ведущую роль в стратегическом развитии общеобразовательной организации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию форсайт-воспитания за счёт расширения и дополнения теоретического знания ресурсным подходом, а также могут быть применимы в разработке дорожной карты стратегического развития общеобразовательной организации в условиях постоянных изменений.
Об авторах
В. П. СморчковаРоссия
Сморчкова Валентина Петровна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики
1414014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
А. Н. Кузнецов
Россия
Кузнецов Андрей Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Центра управления образовательными системами Института управления образованием Российской академии образования, заместитель директора по научной работе
101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16, помещ. 4
С. С. Сологуб
Россия
Сологуб Светлана Сергеевна – директор
140411, Московская обл., г. Коломна, ул. Леваневского, д. 8
Список литературы
1. Арпентьева М. Р. Динамические способности руководителей образовательной организации // Экономика, управление, общество: история и современность: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск: Дальневосточный институт управления, 2017. С. 50–60.
2. Воспитание в условиях неопределенности: материалы научно-практической интернет-конференция с международным участием / под ред. М. Р. Мирошкиной, Е. Б. Евладовой, С. В. Лобынцевой. М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2019. 156 с.
3. Гретченко А. А. Форсайт как инновационный инструмент прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М. Ф. Решетнева. 2010. № 1 (27). С. 154–159.
4. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. М.: Педагогический поиск, 2017. 108 с.
5. Клочкова Л. И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 1–8.
6. Лизинский В. М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. М.: Педагогический поиск, 2006. 160 с.
7. Нечаев М. П. Концепция развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы // Педагогическое образование и наука. 2011. № 10. C. 42–47.
8. Панфилова В. М., Панфилов А. Н., Газизова А. И. Формирование форсат-компетенций будущего учителя // Современные наукоёмкие технологии. 2019. № 7. С. 210–214.
9. Рыжухина И. Ю. Модерация форсайт-сессии: как работать с дизай-мышлением в группе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 6–7. С. 122–126.
10. Сморчкова В. П., Шевелёва Н. Н. Форсайт в стратегии развития системы дополнительного образования педагогов // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2017. Т. 3. № 4 (13). С. 63–70.
11. Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования: учебно-методическое пособие для организаторов воспитательной деятельности и профессорско-преподавательского состава системы высшего образования России / Е. А. Певцова, В. Е. Цибульникова, М. В. Николаев, А. С. Зинченко. М.: ИИУ МГОУ, 2021. 208 с.
12. Цибульникова В. Е. Истоки и перспективы развития опережающего управления образовательными системами // Современное образование: состояние и перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2012. С. 8–13.
13. Шевченко Е. В., Стукач В. Ф., Третьяк В. П. Форсайт: методология, практика исследований: монография. Омск: ЛИТЕРА, 2017. 163 с.