Цифровые навыки как важная компонента управленческой компетентности будущего менеджера
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-3-117-124
Аннотация
Цель исследования – раскрыть сущность управленческой компетентности будущего менеджера в условиях системы высшего образования и цифровизации общества.
Процедура и методы. Содержание исследования составляет анализ, сравнение, обобщение и синтез научных точек зрения на понятия «управленческая компетентность», «профессиональная компетентность», «цифровая компетентность». Особое внимание уделено значению перехода общества и системы высшего образования к цифровой экономике. В работе поясняются ключевые инициативы федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», приводятся итоги заседания комиссии по образованию Ассоциации менеджеров России, актуализирующие проблему формирования управленческой компетентности и цифровых компетенций будущих менеджеров в отечественной системе высшего образования.
Результаты. По итогам исследования автором сделан вывод о необходимости развития цифровых компетенций и управленческой компетентности будущих менеджеров в процессе обучения в вузе.
Теоретическая и/или практическая значимость. На основе изучения выделены основные цифровые навыки и предложен способ их внедрения в образовательные программы высшего образования (ОП ВО).
Об авторе
О. Д. КорнееваРоссия
Корнеева Ольга Дмитриевна – аспирант кафедры педагогики и современных образовательных технологий
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Асалиев А. М. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2018. № 6. С. 67–76.
2. Боровских Н. В., Кипервар Е. А. Цифровые компетенции административно-управленческого персонала: проблемы идентификации и перспективы формирования в условиях цифровизации экономики // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 10. С. 1943–1956.
3. Воровщиков С. Г. Компетентностный подход в образовании // Философия образования. 2007. № 2 (19). С. 27–31.
4. Заславская О. Ю. Целеполагание как эффективный ресурс реализации алгоритма формирования и развития управленческой компетентности учителя информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2013. № 1 (25). С. 51–57.
5. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26–39.
6. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху. Нижний Тагил: НТИ УрФУ, 2017. 128 с.
7. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11. URL: https://1economic.ru/lib/111073 (дата обращения: 11.09.21).
8. Корнеева О. Д. Проблемы формирования управленческой компетентности // Право и образование. 2021. № 3. С. 128–132.
9. Нечаев М. П. Управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации. М.: Академия социального управления, 2017. 148 с.
10. Попов Е. С. Дидковская Я. В. Цифровые компетенции специалистов поколения Y и Z в условиях цифровизации экономики // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 27–28 апреля 2020 г. / под ред. А. П. Багировой. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. Т. 1. С. 58–64.
11. Серкина Я. И. Цифровизация экономики высшего образования: новые вызовы и угрозы // Цифровизация как драйвер роста науки и образования: коллективная монография. Петрозаводск: Новая наука, 2020. С. 20–33.
12. Управление инновационными процессами в организациях / А. В. Желтенков, С. А. Рябиченко, А. Б. Моттаева, О. В. Сюзева, О. М. Толмачёв, А. И. Тихонов, Ю. Н. Барышников, И. А. Кубрак Москва: Ламберт, 2018. 322 с.
13. Федоров А. М., Федорова Е. Н. Становление профессиональной компетентности будущего учителя: ценностно-смысловой аспект // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 75–79.
14. Цибульникова В. Е. Конвергенция, интеграция и синергизм как методологическая триада ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом // Преподаватель XXI век. 2018. № 2–1. С. 168–189.
15. Шамова Т. И. Управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения // Педагогика. 2003. № 6. С. 48.
16. Шарай Н. А., Третьяков П. И. Эффективность как основа оценки управления образовательной организацией // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 55–60.