Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-139-151

Аннотация

Актуальность. Современное российское общество диктует свои требования к различным сферам деятельности, таким как образование и медицина. Особенно в условиях пандемии, загрязнения экологии возрос спрос на медицинские услуги и препараты. Ввиду того, что на врачей возложена большая нагрузка, необходимы компетентные специалисты в области фармации, которые способны оказывать профессиональную консультацию. Однако в высшем образовании не выработан механизм формирования профессиональной направленности фармацевтов, что не соответствует государственным реформам. Цель - разработать комплексную модель, которая будет направлена на профессиональную подготовку будущих высококвалифицированных фармацевтов, готовых решать поставленные перед ними государственные и общественные задачи и находить выход из ситуаций на высоком уровне профессионализма. Методы исследования. На основе научных исследований в статье приведён теоретический анализ методологических подходов учёных, методы изучения практико-ориентированных заданий к данной проблеме. Представлена обобщающая модель образования, направленная на разработку оценивания уровня сформированности профессиональной направленности к будущей профессии у студентов специальности «Фармация» (1-5 курсов) в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Предложены основные методические рекомендации и система мероприятий по созданию психолого-педагогических условий самоопределения студентов, методика диагностики выявления рисков, мотивации и ценностей в овладении профессией. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в следующем: конкретизирован и уточнён категориально-понятийный аппарат исследования - «профессиональная направленность», «самоопределение», «этапы формирования профессиональной направленности»; обоснованы теории и концепции, необходимые для успешного формирования профессиональной направленности будущих фармацевтов в образовательных условиях университета; разработана и реализована динамическая модель эффективного формирования профессиональной направленности студентов.1 Практическое исследование проблемы профессиональной направленности студентов-фармацевтов может быть целесообразно для приращения знаний в области «Теория и методика профессионального образования», подготовки кадров в фармацевтической сфере и других педагогических работников. Результаты исследования. По итогам теоретический и практической работы модернизирована система заданий для студентов специальности «Фармация», ориентированных на формирование профессиональной направленности, которая может использоваться в колледжах и университетах; диагностические и исследовательские материалы (тесты, кейсы, проекты, творческие задания, квесты) могут при определенной адаптации транслироваться в различные образовательные организации для формирования профессиональной направленности студентов других специальностей. Результаты исследования могут быть использованы для повышения квалификации и профессиональной переподготовки фармацевтов в дополнительном образовании. Выводы. Таким образом, разработаны содержательные элементы дидактической модели в качестве системы практико-ориентированных методов, форм и средств обучения, которые эффективно могут оказывать влияние на уровень сформированности профессиональной направленности будущих фармацевтов.

Об авторах

Инна Леонидовна Федотенко
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия


Алёна Владимировна Тимохина
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия


Список литературы

1. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник статей / под ред., с предисл. Л. И. Божович, Л. В. Благонадеждиной. Москва: Педагогика, 1972. 351 с.

2. Головей Л. А. Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации // Вестник Московского государственного университета. Серия 14. Психология. 2016. № 4. С. 47-54.

3. Головей Л. А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы // На пороге взросления: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции / Москва, 23-25 ноября 2011 г. / под ред. Л. Ф. Обуховой, И. А. Корепановой. Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2011. С. 62-77.

4. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 82-86.

5. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Питер, 2008. С. 322-327.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, 2005. 431 с.

7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1999. 349 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва: Питер, 2009. 705 с.

9. Сейтешев А. П., Кожевникова О. В. Профессиональная направленность личности: теория и практика воспитания. Алма-Ата: Наука, 1990. 336 с.

10. Тимохина А. В., Федотенко И. Л. Профессиональная направленность студентов и пути её формирования // Исследовательский потенциал молодых учёных: взгляд в будущее: сборник материалов XVI Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов и молодых учёных / Тула, 20 февраля-13 марта 2020 г. / под ред. К. А. Подрезова. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2020. С. 215-219.

11. Федотенко И. Л., Тимохина А. В. Различные подходы к пониманию сущности профессиональной направленности будущего специалиста // Образование. Культура. Общество: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции / Санкт-Петербург, 28 декабря 2020 г. Санкт-Петербург: Нацразвитие, 2020. С. 38-40.

12. Федотенко И. Л. Развитие субъектных характеристик личности в контексте особенностей современного студента // Становление субъективности студентов педагогического вуза как критерий качества современного образования: монография / под ред. К. С. Шалагиновой. Варшава: iScience, 2019. 192 с.

13. Хожаева Т. А. Формирование профессиональных компетенций студентов при подготовке будущих специалистов-фармацевтов // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 1 (5). С. 69-71.

14. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Наука, 1982. 185 с.

15. Holland J. L. Making vocational choice: A theory of careers. N. Y.: Prentice-Hall, 1973. 220 p.

16. Rabow M. W. Repression of Personal Values and Qualities in Medical Education // Family Medicine. 2013. Vol. 45. № 1. P. 13-18.


Рецензия

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)