Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-124-138

Аннотация

Актуальность. Потребность в научной разработке проблемы комплементарных индикаторов обусловлена осознанием у профессионально-педагогического сообщества необходимости переосмысления подходов к оценке качества общепедагогической подготовки для обеспечения новых образовательных возможностей и потребностей студентов в современной ситуации высшего педагогического образования, характеризующегося стремительностью и масштабностью трансформационных тенденций своего развития. Цель - определить комплементарные индикаторы качества общепедагогической подготовки студентов, осваивающих педагогическую профессию в университете. Методы исследования: теоретико-методологический анализ идеи комплементарности научного знания о педагогической деятельности применительно к проблеме индикации качества общепедагогической подготовки студентов; опросный метод выявления представлений студентов о педагогических ошибках как о компоненте-комплементарии, дополняющем прескриптивное педагогическое знание до системной полноты его научного отражения в содержании общепедагогической подготовки.1 Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует решению научной проблемы определения комплементарных индикаторов качества общепедагогической подготовки студентов университета. Научное описание и эмпирическое подтверждение существования таких индикаторов выводит на новый уровень исследования, связанные с трансформационным преобразованием высшего педагогического образования в современных условиях, расширяет арсенал методологических инструментов оценки качества процесса и результатов общепедагогической подготовки студентов университета. Практикоориентированность результатов данной научной разработки прослеживается в их направленности на совершенствование подготовки будущих учителей к компетентному осуществлению задач образования современных школьников. Результаты исследования. Выявлено существование трёх групп комплементарных индикаторов качества общепедагогической подготовки студентов: комплементарно сбалансированное педагогическое знание (далее КСПЗ); умение студентов применять КСПЗ в процессе постановки и решения педагогических задач; опыт решения педагогических задач комплементарным способом. Дано научное описание этих индикаторов. Доказана их обязательность для соблюдения системной полноты оценки качества процесса и результатов общепедагогической подготовки. Получены эмпирические сведения, подтверждающие недостаточность формирующихся в условиях традиционной общепедагогической подготовки представлений студентов о феномене педагогической ошибки. Указаны негативные последствия этой недостаточности для качества общепедагогической подготовки будущих учителей. Вскрыт механизм комплементарности процедур индикации качества общепедагогической подготовки, обоснован педагогический концепт разработки модели общепедагогической подготовки, ориентированной на комплементарные индикаторы её качества. Выводы. Полученные в ходе исследования эмпирические данные в совокупности с теоретическими выводами подтверждают актуальность научной разработки проблемы комплементарных индикаторов качества общепедагогической подготовки будущих учителей и позволяют обосновать необходимость и особенности постановки проблемы моделирования её комплементарного преобразования.

Об авторе

Татьяна Анатольевна Юзефавичус
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Горлова Н. А. Педагогические ориентиры культурно-исторического подхода в современном образовании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 37-47.

2. Климов Е. А. Какую психологию преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 57-60.

3. Мосиенко Л. В., Широкова Е. В., Хлызова И. В. Аксиологические индикаторы качества воспитания будущего педагога в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2. С. 15-26.

4. Некрестьянова С. Я. Мировые тренды в современном образовании. Создание условий в соответствии с лучшими стандартами // Учительская газета [Электронный ресурс]. 2017. № 6. URL: http://www.ug.ru/archive/68701 (дата обращения: 15.12.2021).

5. Перминова Л. М. О сущем и должном в дидактике в контексте взаимосвязи классического и неклассического знания // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С. 85-99.

6. Перминова Л. М. Современная дидактика: от Коменского до наших дней: философско-педагогические аспекты современной дидактики: монография. Москва: Школьные технологии, 2021. 294 с.

7. Перминова Л. М. Методологические условия повышения качества образования [Электронный ресурс]. URL: https://instrao.ru/index.php (дата обращения: 15.12.2021).

8. Подковко Е. Н. Студенческий мониторинг качества высшего образования как условие обеспечения качества образовательных услуг // Современная высшая школа: инновационный аспект.2019. Т. 11. № 1 (43). С. 45-50.

9. Рудник С. Ю. Формирование профессиональных компетенций специалистов сервиса средствами комплементарного образования. Новокузнецк: Издательство Кузбасской государственной педагогической академии, 2012. 116 с.

10. Свечкарева В. Р. Принцип комплементарности в дихотомическом анализе взаимодействия цивилизаций Запада и Востока // Вестник Волгоградского государственного университета. 2008. № 1 (7). С. 177-181.

11. Сергеева С. Ю., Обревко Е. Д. Современные подходы и методы оценки качества образования // Молодой учёный. 2019. № 37 (275). С. 162-165.

12. Третьяков П. И. Школа: Управление качеством образования по результатам. Москва: Перспектива, 2009. 492 с.

13. Цибульникова В. Е., Быкова Р. А. Стратегическая проектная сессия как ресурс управления качеством образования в образовательной организации МВД России // Казанский педагогический журнал. 2019. №6 (137). С. 7-12.

14. Цибульникова В. Е. Управление качеством образования: учебно-методический комплекс. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016. 63 с.

15. Фатеева С. В. Комплементарность в экономической культуре: понятие, формы, механизм действия: автореф. дис. … докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 44 с.

16. Юзефавичус Т. А. Комплементарная педагогика: монография [Электронный ресурс]. 1 электр. опт. диск (CD-RОМ). 3,75 Мб. Москва: ИИУ МГОУ, 2017.

17. Юзефавичус Т. А. Комплементарный педагогический текст: методика создания и применения // Инновационная деятельность в образовании: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Ч. I / под общ. ред. Г. П. Новиковой. Москва: Канцлер, 2020. С. 556-562.

18. Weenink K., Aarts N., Jacobs S. ‘We’re stubborn enough to create our own world’: how programme directors frame higher education quality in interdependence [Электронный ресурс] // Quality in Higher Education. 2021. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13538322.2021.2008290 (дата обращения: 15.12.2021).

19. Noda A. The role of external quality assurance for student learning outcomes in Japan: evaluation of evidence between bureaucracy and peer reviews [Электронный ресурс] // Quality in Higher Education. 2021. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13538322.2021.2004984?src= (дата обращения: 15.12.2021).


Рецензия

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)