Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-115-123

Аннотация

Актуальность исследования. На современном этапе трансформации модели обучения в высшей школе среди генеральных по-прежнему остаётся проблема качественной иноязычной подготовки выпускника - в перспективе специалиста в определённой сфере. В этой связи, а также учитывая новые условия макросоциального развития и требования ФГОС ВО 3++, в приоритет ставится проблема ориентации обучающихся на формирование основ и создание потенциала для дальнейшего развития иноязычной коммуникативной компетенции, что подразумевает высокий уровень развития продуктивных речевых умений. Цель. Целью данного исследования являются раскрытие специфики продуктивно-ориентированной иноязычной письменной речи студента бакалавриата и выявление её характерных особенностей. Методы исследования. Для достижения указанной цели были использованы следующие методы исследования: общенаучные (диалектический, анализа и синтеза, сравнения и аналогии, аннотирование, конспектирование и реферирование), специальные (системный, сравнительного анализа и пр.). Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В статье представлены виды письменной речи, выступающие в качестве продукта читательской деятельности студентов бакалавриата неязыковых направлений подготовки. Практическая реализация предлагаемого метода заключается в создании различных вторичных текстов на иностранном языке (рефераты, конспекты, эссе, аннотации), творческих письменных работ (реклама), креативных письменных проектов, мультимедийных презентаций. Рассматриваемая в статье методика апробирована и может использоваться в образовательном процессе высших учебных заведений.1 Результаты исследования. Авторами обоснована актуальность и значимость темы исследования, уточнены сущность, особенности, а также методические и методологические основы продуктивно-ориентированного обучения иноязычной письменной речи как одного из эффективных средств формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции выпускника - в перспективе квалифицированного специалиста. Выводы. Сделан вывод, что продуктивно-ориентированное обучение письменной речи - это создание нового для студента и преподавателя образовательного продукта, в котором выражаются эмоции, собственное мнение относительно того или иного предмета или явления путём комбинирования усвоенных ранее языковых единиц и структур с учётом новых или изменённых условий письменного общения.

Об авторах

Татьяна Витальевна Христидис
Московский государственный институт культуры
Россия


Наталья Александровна Шехирева
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия


Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология искусства. Москва: Эксмо, 2019. 287 с.

2. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии / отв. ред. И. Т. Левыкин. Москва: Наука, 1984. 268 с.

3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение, 1991. 222 с.

4. Леонтьева О. М. Как сделать современное образование продуктивным? // Школьные технологии, 1999. № 4. С. 91-96.

5. Научное наследие Е. И. Пассова в контексте развития иноязычного образования: материалы международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Е. И. Пассова / Липецк, 23-24 апреля 2020 г. / под ред.: В. Б. Царькова, А. А. Люлюши. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2021. 355 с.

6. Рогова Г. В., Ловцевич Г. Н. Личностное чтение // Иностранные языки в школе. 1994. № 1. С. 16-19.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 705 с.

8. Соловова Е. Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников // Иностранные языки в школе. 2007. № 2. С. 2-10.

9. Христидис Т. В., Шехирева Н. А. Структура и сущностная характеристика общекультурных компетенций бакалавра- музыканта в продукт-ориентированной иноязычной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 5. С. 191-200.

10. Цибульникова В. Е. Истоки и перспективы развития опережающего управления образовательными системами // Современное образование: состояние и перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции / Ульяновск, 12 октября 2012 г. / под ред. А. П. Шмакова. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2012. С. 8-13.

11. Шамов А. Н. Лингводидактические основы когнитивного подхода в организации обучения лексике на уроках немецкого языка в средней школе. Н. Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2004. 190 с.

12. Штанько Е. В. Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык // Молодой учёный. 2014. № 12. С. 314-318.


Рецензия

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)