Узловой механизм ситуационного центра педагогической системы обеспечения качества образовательной организации
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-3-90-100
Аннотация
Цель. Описать разработанную модель узлового механизма ситуационного центра педагогической системы по обеспечению качества образовательной организации.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет продуктивное сопряжение концепции общей теории функциональных систем П. К. Анохина и теории педагогических систем Н. В. Кузьминой. Вместе с тем используется метод моделирования.
Результаты. В ходе исследования выработан подход к решению проблемы обеспечения качества на основе реализации управленческой функции в рамках узлового механизма ситуационного центра образовательной организации.
Теоретическая и/или практическая значимость. В статье обобщён новый материал по исследуемой теме, в научный оборот введено понятие «узловой механизм ситуационного центра» и предложена структурная схема его организации. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для создания в образовательных организациях системы обеспечения качества.
Об авторе
Ю. Н. КузнецовРоссия
Кузнецов Юрий Николаевич – кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательской лаборатории инновационных образовательных технологий и адаптации иностранных военнослужащих в процессе обучения
350090, Краснодарский край, г. Краснодар–5, ул. Дзержинского, д. 135
Список литературы
1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 400 с.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 225 с.
3. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах / пер. с англ. Г. Б. Рубальского; под ред. И. А. Ушакова. М.: Сов. радио, 1974. 272 с.
4. Григорьев П. В. Ситуационные центры: история и современность // Искусственные общества (электронный научный журнал). 2018. Т. 13. Вып. 4. URL: https://artsoc.jes.su/s2077518000001391-1 (дата обращения: 18.12.2020).
5. Григорьев П. В. Ситуационный центр как инструмент взаимодействия органов государственного управления и науки // Искусственные общества (электронный научный журнал). 2020. Т. 15. Вып. 3. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s207751800011266-1-1 (дата обращения: 24.12.2020).
6. Кузнецов Ю. Н., Остапенко А. А. Педагогическая система как частный случай функциональных систем. Попытка переноса теории П. К. Анохина в педагогическую реальность // Народное образование. 2020. № 2. С. 7–80.
7. Кузнецов Ю. Н. Методологические основы теории и практики педагогической системы обеспечения качества профессиональной подготовки иностранных военных специалистов в лётных вузах Воздушно-космических сил // Мир образования – образование в мире. 2019. № 2 (74). С. 20–26.
8. Лествица полноты образования человека. Опыт научной дискуссии: сборник исследований гуманитарных систем. Вып. 7. 2019. 232 с.
9. Остапенко А. А. Поддаются ли оцифровке интуиция, импровизация и интонация? О некоторых возможных последствиях цифровизации образования // Народное образование. 2019. № 6. С. 54–58.
10. Остапенко А. А. Образование как функциональная система: соотношение структур и процессов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 2. С. 4–22.
11. Педагогическая система: теория, история, развитие: коллективная монография / под ред. В. П. Бедерхановой, А. А. Остапенко. М.: Народное образование, 2014. 128 с.
12. Социогуманитарные аспекты ситуационных центров развития / З. К. Авдеева, А. Н. Райков, В. Е. Лепский, Н. И. Ильин, А. А. Зацаринный, В. П. Бауэр, С. Н. Сильвестров, К. К. Колин, Г. Г. Малинецкий, Б. Б. Славин, Д. А. Журенков, А. М. Савельев; под ред. В. Е. Лепского, А. Н. Райкова. М.: Когито-Центр, 2017. 416 с.
13. Филиппович А. Ю. Ситуационные центры в образовании // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 1. С. 109–116.