Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-101-114

Аннотация

Актуальность исследования заключается в том, что в ней представлена взаимосвязанная система деятельности преподавателя и студентов, направленная на повышение мотивации обучающихся к самостоятельной познавательной активности в процессе изучения иностранного языка. Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной системы организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе, для чего анализируются принципы самостоятельной работы, определяются основные уровни сформированности готовности к самостоятельной работе. Авторами был предложен оптимальный комплекс упражнений для разных видов речевой деятельности, направленных на формирование готовности студентов использовать индивидуализированную стратегию овладения иностранным языком. Методы исследования. Методами исследования явились: теоретический анализ научных публикаций; обобщение концептуальных подходов к активизации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка; мониторинг учебной деятельности студентов в области иностранного языка. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в том, что результаты исследования позволят в дальнейшем разрабатывать материалы для развития готовности студентов к самостоятельной работе при изучении иностранного языка, решать проблему самостоятельности в учебной деятельности на основе планирования образовательного процесса по иностранным языкам с учётом определённых организационных форм и видов самостоятельной работы.1 Результаты исследования. Для активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, которая будет способствовать совершенствованию процесса обучения иностранным языкам, необходим комплексный подход. Задача преподавателя иностранного языка неязыкового вуза заключается в развитии у студентов стратегий овладения иностранным языком и приёмами самостоятельной учебной деятельности в условиях привлечения к процессу познания информационных и интерактивных педагогических технологий, формирующих навыки самоорганизации и самообучения. Для успешного решения проблемы формирования готовности студентов к самостоятельной организации познавательной деятельности при изучении иностранного языка в неязыковом вузе необходимо правильно организовать взаимодействие между преподавателем и студентами. Выводы. В связи с тем, что в настоящее время повысились требования к качеству образовательного процесса по иностранным языкам, важной составляющей частью которого является самостоятельная познавательная деятельность студентов, авторы статьи пришли к выводу, что организовать самостоятельную работу по изучению иностранного языка и разработать банк заданий в соответствии с уровнем сформированности готовности студентов к самостоятельной работе следует таким образом, чтобы у обучающихся формировались мотивация к изучению иностранного языка и способность принимать решения в будущей профессиональной деятельности.

Об авторах

Борис Георгиевич Солдатов
Донской государственный технический университет
Россия


Наталья Викторовна Солдатова
Ростовский филиал Российской таможенной академии
Россия


Список литературы

1. Алексеев Н. Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / под ред. И. Н. Семеновой, Т. Г. Болдиной. Москва: Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования, 2003. С. 50-64.

2. Аракелова А. Р., Багиян А. Ю. Особенности использования аутентичных материалов в преподавании иностранного языка и формировании профессиональной идентичности студентов // Профессиональные вопросы лингвистики и методики. 2019. № 12. С. 134-140.

3. Артамонова И. Н. Развитие познавательной самостоятельности студентов как обязательное условие дистанционного обучения // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2020. № 3. С. 5-8.

4. Бакашева А. Б., Гамидов Л. Ш. Формирование готовности студентов к самообразованию с использованием дистанционных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 323-325.

5. Белякова И. В., Кожушкова Н. В. Самостоятельная работа как ведущая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке // Научные труды SWorld. 2017. Т. 6. № 1. С. 86-88.

6. Болотский А. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема // Молодой учёный. 2016. № 12. С. 824-827.

7. Гуменюк В. В. Условия эффективности и особенности организации самостоятельной работы студентов // Наука и образование: новое время. 2016. № 2 (13). С. 151-155.

8. Дубских А. И. Некоторые аспекты самостоятельной работы в различных формах обучения // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2020. № 3. С. 40-43.

9. Завьялова М. С. Самореализация личности в условиях организации обучения иностранному языку // Учёные записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 76-81.

10. Кузнецова Т. Г. Самостоятельная работа как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2020. № 3. С. 106-110.

11. Ляшенко М. С., Трушкова Д. Е. Using social networking for independent students’ activity in English learning // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2019. № 2. С. 89-94.

12. Могилевич Б. Р. Познавательные и учебные компоненты самостоятельной деятельности студента // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2020. № 3. С. 140-144.

13. Новикова О. Н., Калугина Ю. В. Организация самостоятельной работы обучающихся по языковым дисциплинам в аграрном вузе // Pedagogy and Modern Education: материалы научно-практической конференции / Варшава, 19 ноября 2019 г. Pedagogy and modern education. С. 17-27.

14. Пичугина В. К., Сериков В. В. Гуманитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике // Педагогика. 2016. № 1. С. 19-29.

15. Самсонова Н. И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку // Молодой учёный. 2016. № 7. С. 706-708.

16. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Факторы формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения иностранных языков // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (32). С. 120-125.

17. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. К вопросу об интеграции лингвистических и профессиональных навыков студентов неязыковых вузов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 329-331.

18. Федосеева Л. А. Концепция педагогического воспитания Е. В. Бондаревской // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/08/90119 (дата обращения: 08.06.2021).

19. Якиманская И. С. Изучение личности ученика в образовательном процессе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 1. С. 19-29.

20. Reinders H. Towards a classroom pedagogy for learner autonomy: A framework of independent language learning skills // Australian Journal of Teacher Education, №35 (5). P. 39-55.


Рецензия

Просмотров: 262


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)