Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВКАК ЦЕННОСТЬ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-71-81

Аннотация

Актуальность. Формирование социального взаимодействия старших дошкольников - актуальная проблема, т. к. степень сформированности коммуникативных способностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Цель - анализ понятия «взаимодействие» и представление системы мероприятий, направленных на развитие социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ понятия «взаимодействие» с точки зрения различных наук - педагогики, психологии, социологии, философии. В статье приведён анализ взглядов исследователей по вопросам социального взаимодействия старших дошкольников, а также система мероприятий, направленных на развитие социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в обобщении теоретического материала по вопросам социального взаимодействия старших дошкольников. Автором обобщён материал по исследуемой теме, представлены игры на развитие социального взаимодействия старших дошкольников. Практическая часть исследования может быть использована в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Результаты исследования. Проведённый анализ выявил особенности социального взаимодействия старших дошкольников, которые характеризуются серьёзными трудностями. Автор представил разработанную систему мероприятий, включающую игры, направленные на развитие социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Выводы. Разработана и внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система мероприятий с использованием специальных игр, обеспечивающих развитие социального взаимодействия старших дошкольников.

Об авторе

Наталья Алексеевна Лебедева
Южный федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. Москва: Академия педагогических и социальных наук, 1997. 352 с.

2. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская; под ред. А. В. Запорожца. Москва: Просвещение, 1967. 323 с.

3. Леванова Е. А., Пушкарева Т. В. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2016. Т. 10. № 3-2. С. 148-150.

4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Москва: Институт практической психологии, 1997. 384 с.

5. Нестеренок А. С. Благоприятный социально-психологический климат в детских коллективах // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 2 (4). С. 102-104.

6. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева, В. С. Мухина; под ред. А. Г. Рузской. Москва: Педагогика, 1989. 215 с.

7. Серякова С. Б., Леванова Е. А. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 76-84.

8. Скрипкина Н. В. Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 22-26.

9. Сорокин П. А. Система социологии. Москва: Астрель, 2008. 1003 с.

10. Цибульникова В. Е., Верейкина С. Н. Роль семьи и школы в формировании ценности социального здоровья личности // Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: сборник статей восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами / Москва, 22 января 2016 г. / отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова. Москва: 5 за знания, 2016. С. 205-208.


Рецензия

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)