Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-58-70

Аннотация

Актуальность. Глобальные процессы перехода к цифровой экономике выражают актуальность и значимость процесса цифровизации системы образования как одного из основных приоритетов государственной политики Российской Федерации. В связи с этим возрастает и потребность в квалифицированных кадрах, отвечающих требованиям цифровой экономики. Особое место в этом процессе отводится подготовке педагогических кадров, способных качественно и продуктивно проектировать цифровой учебный процесс на всех ступенях образования. В современных научно-педагогических исследованиях эта проблема ещё не нашла глубокого и всестороннего рассмотрения, чем и обусловлена актуальность и своевременность нашего исследования. Цель. На основе результатов исследования дать оценку уровня сформированности мотивационно-личностного компонента цифровой компетентности бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование». Методы исследования. В исследовании были использованы: теоретические методы - сравнительный анализ и обобщение литературных источников, моделирование, позволившее разработать модель, включающую условия, содержательную и процессуальную стороны образовательного процесса в педагогическом вузе; эмпирические - педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; методы математической статистики - для сравнения результатов качественных изменений был использован статистический метод «критерий G-знаков». Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в теоретическом обосновании педагогических условий применения комплекса учебных заданий на практических занятиях студентов педагогического направления подготовки. Разрабатываемые в данном исследовании методические рекомендации по организации учебных занятий с применением цифровых технологий могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки обучающихся в системе высшего образования, специальной профессиональной подготовки и основного общего образования.1 Результаты исследования. На основе обобщения результатов внедрения комплекса учебных заданий доказана целесообразность его использования в подготовке бакалавров педагогики, поскольку задания обеспечивают формирование мотивационно-личностного компонента цифровой компетентности и готовности к профессиональной деятельности будущего педагога в цифровой среде. Выводы. Использование цифровых технологий для построения эффективного учебного процесса требует от учителя владения цифровой компетентностью, центральное место в которой занимает мотивационно-ценностный компонент, от сформированности такой компетенции зависит уровень профессионализма педагога.

Об авторах

Елена Валериевна Яковлева
Московский государственный областной университет
Россия


Людмила Петровна Илларионова
Московский государственный областной университет
Россия


Елена Владимировна Москвина
Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1
Россия


Список литературы

1. Александров Р. О., Киреев В. С. Цифровая компетентность как инструмент в информационном обществе для осуществления контроля и распространения информации // Современные проблемы науки и образования: [Электронный ресурс]. 2014. № 4. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 15.01.2022).

2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва: Педагогика, 1972. 352 с.

3. Воронина Ю. В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (32). С. 232-245.

4. Гайдамашко И. В., Чепурная Ю. В. Цифровая компетентность и онлайн-риски студентов образовательной организации высшего образования // Человеческий капитал. 2015. № 10 (82). С. 18-21.

5. Гладилина И. П., Кадыров Н. Н., Строганова Е. В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха // Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 62-64.

6. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. Т. 7. № 2. С. 42-45.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.

8. Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. № 2 (3). С. 61-73.

9. Кисляков В. В., Колышев О. Ю. Профессионально-педагогическая позиция как показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в педвузе // Грани познания. 2016. № 2 (45). С. 112-119.

10. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. 2021. № 23 (1). С. 156-201.

11. Петрова В. С., Щербик Е. Е. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций // Московский экономический журнал. 2018. № 5 (3). С. 34.

12. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. Москва: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.

13. Цибульникова В. Е. Образовательные системы и педагогические технологии: учебно-методический комплекс дисциплины. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016. 51 с.

14. Шестернин А. С. Диагностика информационной компетентности будущих учителей технологии в условиях образовательной среды педагогического вуза // Школа будущего. 2015. № 5. С. 55-61.

15. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8 (30). С. 1-4.

16. Яковлева Е. В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав // Концепт. 2021. № 4. С. 46-57.

17. Ячина Н. П., Фернандез О. Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник Воронежского государственного университета. 2018. № 1. С. 134-138.

18. Ottestad G., Kelentrić M. Professional Digital Competence in Teacher Education // Nordic Journal of Digital Literacy. 2014. Vol. 9. № 4. P. 243-249.

19. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers (Version 3). France: United Nations Educational, 2018. 66 p.


Рецензия

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)