Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ АКСИОСФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-47-57

Аннотация

Актуальность. Современные поликультурность мира и образования детерминируют изменения аксиосферы современного университетского образования - гаранта классического университетского Знания и Науки (как части Культуры) - в условиях глобализации, цифровизации, политической многополярности. Цель - раскрыть сущность и особенности протекания процесса этнической идентификации обучающихся у студентов университета и определить аксиологические ориентиры современного университетского образования. Методы исследования. В ходе исследования использовались: анализ, обобщение и систематизация; самоанализ, наблюдение, обобщение независимых характеристик; моделирование, интерпретация полученных данных. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие аксиологических основ профессионального образования, теоретических представлений об этнической идентификации обучающегося школы в образовательном процессе высшего образования, а также расширяют знания об особенностях воспитания в полиэтнической среде основного школьного образования. Определены задачи приоритетного формирования культуроцентрированного образования, их ценностного наполнения устойчивыми ориентирами этнокультуры. Практико-ориентированный характер образовательного процесса обусловливает особенности поэтапного формирования этнической идентичности обучающегося на всех этапах его образования, личностного становления через развитие индивидуального образовательного потенциала личностных качеств (долга, патриотизма, взаимовыручки, гражданственности, сотрудничества). Результаты исследования. На основе культурологического, компетентностного, системного, системно-деятельностного и исследовательского подходов выявлены изменения аксиологических ориентиров современного университетского образования, раскрыты особенности педагогического руководства процессами этнической идентификации личности обучающегося в образовательной организации; охарактеризована деятельность в структуре профессиональных компетенций формирующегося педагога, которая представлена как образовательный процесс с определённой целью, содержанием, спецификой, технологиями и условиями практической реализации.1 Выводы. Ценностный каркас современного университетского образования включает: стратегические приоритеты традиционных этнокультурных детерминант; ценностные группы и фокусы поведения и межкультурного взаимодействия в сотрудничестве и диалоге; расширительное понимание личной ответственности и индивидуального образовательного потенциала личностных качеств; вариативный потенциал и веерность развития системы ценностей и формируемых новообразований личности в образовательной организации.

Об авторе

Марина Ивановна Алдошина
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия


Список литературы

1. Алдошина М. И. Формирование этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета (на материале подготовки специалистов социального и гуманитарного профилей): дис. … д-ра пед. наук. Орёл, 2009. 444 с.

2. Алдошина М. И. Культуротворческий аспект современного образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 4. С. 19-23.

3. Вульфсон Б. Л. Миграционные процессы в современном мире и образование // Педагогика. 2011. № 1. С. 103-109.

4. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. Москва: Юрайт, 2014. 257 с.

5. Джуринский А. Н. Зарождение высшего образования в Средневековом мире (научный обзор) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4 (69). С. 36-48.

6. Захаров И. В., Ляхович Е. С. Карл Ясперс: идея университета в ХХ веке // Alma mater. 1993. № 4. С. 21-22.

7. Иванов О. Б., Иванова С. В. Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 6-22.

8. Кларин М. В. Самостоятельная/домашняя учебная работа и перевёрнутое обучение в условиях пандемии // Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной научно-практической конференции / Москва, 19 ноября 2020 г. / под ред. И. М. Осмоловской, И. В. Усковой. Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2020. С. 280-289.

9. Колесникова И. А. Развитие историко-педагогического познания в условиях «текучей современности» // Проблемы и перспективы развития современного образования в контексте его историко-педагогической интерпретации: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции / Санкт-Петербург, 29-30 октября 2020 г. / под ред. М. В. Богословского, С. В. Куликовой. Волгоград: Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2020. С. 15-23.

10. Кузьминов Я. И., Песков Д. Н. Дискуссия «Какое будущее ждёт университеты?» // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 202-231.

11. Соловьева Е. Е., Попова С. И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 20-34.

12. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А. Д. Андреева. Москва: Флинта, 2006. 340 с.

13. Фромм Э. Здоровое общество / пер. Т. В. Банкетова. Москва: АСТ: Астрель, 2011. 446 с.

14. Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребёнка в контексте социокультурной ситуации развития // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 2 (41). С. 15-26.


Рецензия

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)