Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЁННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-35-46

Аннотация

Актуальность. Современный этап развития России сопровождается принципиально новыми процессами в экономической, политической, социальной, духовной и идеологической сферах общественной жизни. В современной социокультурной ситуации становится очевидной определяющая роль образования в решении важнейшей задачи формирования ценностного сознания граждан. В этой связи обучающиеся постоянно находятся в состоянии выбора ориентации в пространстве общественной и собственной жизни. В этом процессе важное место занимает ценностное самоопределение личности, где имеют место отбор, индивидуальное восприятие ценности субъектом, личностные предпочтения идеалов, норм, эталонов и других ценностей, построение их иерархии в соответствии с субъективными предпочтениями, включение их в цели и мотивы деятельности.1 Цель. Проанализировать результаты проведённого педагогического исследования по выявлению предпочитаемых (значимых) и незначимых или малозначимых ценностей школьной географии как основы ценностного самоопределения обучающихся. Методы исследования. Использовались теоретические методы: системно-структурный анализ, сравнение, обобщение литературных источников - и эмпирические: психолого-педагогическая диагностика, математико-статистические методы. Исследование проводилось в 17 субъектах Российской Федерации: в 34 средних учебных общеобразовательных учреждениях был проведён констатирующий эксперимент и из них в 28 - формирующий. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Теоретически разработана и успешно проверена в практике методического образования система диагностических материалов, позволяющая осуществлять мониторинг процесса ценностного самоопределения обучающихся в процессе изучения школьной географии. Описанный в статье опыт организации и проведения педагогического исследования может быть экстраполирован в иные предметные области. Результаты исследования. В ходе анализа теоретической литературы и проведённого длительного педагогического исследования стало возможным рассматривать ценностное самоопределение через призму интериоризированных ценностей в структуре личности обучающихся. Впервые проведена попытка аксиологизации школьной географии посредством выделения системы личностно-значимых ценностей обучающихся, формируемой в процессе организации урочной и внеурочной деятельности по предмету. Выводы. Родовым понятием для выявления природы ценностного самоопределения в процессе изучения школьной географии являются ценности школьной географии, под которыми понимается система ценностей обучающихся, формирующаяся в процессе изучения школьной географии и являющаяся важнейшим компонентом структуры личности. Определены и экспериментально проверены методические условия процесса ценностного самоопределения обучающихся в процессе изучения школьной географии как основы формирования личностных образовательных результатов. На основе результатов педагогического исследования выявлены предпочитаемые (значимые) и незначимые или малозначимые ценности школьной географии в процессе, иллюстрирующие те личностные качества и ценностные ориентиры, которые являются ключевыми в воспитании географически ориентированного и грамотного члена общества.

Об авторе

Юлия Сергеевна Репринцева
Благовещенский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Кирьякова А. В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2. С. 6-14.

2. Налчаджян А. А. Теория ценностей и цинизма. Психологические аспекты аксиологии. Москва: Когито-Центр, 2020. 206 с.

3. Репринцева Ю. С. Концепция ценностного самоопределения обучающихся в процессе изучения школьной географии: дис. … д-ра пед. наук. М., 2019. 388 с.

4. Самоопределение молодёжи в современном мире: монография / А. К. Лукина, О. Н. Финогенова, М. А. Волкова, В. В. Коренева, Г. М. Реут, Г. С. Батарчук, И. А. Аликин; под ред. А. К. Лукина. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. 288 с.

5. Шаповалова В. С., Челышева И. В. Профессиональное самоопределение школьников. Москва: Директ Медиа, 2018. 395 с.

6. Шатене К. Психология ценностей / пер. Е. Т. Коновалова. Москва: Гуманитарный центр, 2021. 244 с.

7. Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем. Москва: Либроком, 2020. 208 с.

8. Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. Молдова: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 141 с.

9. Яковлев С. В. Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования: монография. Москва: ИНФРА-М, 2016. 137 с.

10. Development of Learners’ Democratic Culture / L. V. Bayborodova, V. V. Belkina, A. V. Zolotareva, I. M. Rozhkov, L. N. Serebrennikov, A. M. Khodyrev // The Social Sciences. 2016. Vol. 20. № 11. P. 4941-4948.

11. Schwartz S. Self-regulation, Motivational Conflict and Values: Cand. Sci. thesis in Psychological Sciences, 2009. 345 p.

12. Williams C., Chuprov V., Zubok J. Youth, risk and Russian modernity. London: Taylor and Francis, 2018. 232 p.


Рецензия

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)