Межпоколенное взаимодействие в системе факторов экзистенциального самоопределения будущего учителя
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-102-111
Аннотация
Цель статьи заключается в раскрытии роли межпоколенного взаимодействия в экзистенциальном самоопределении будущего учителя и способов его организации.
Методология и методы исследования. В исследовании использовались материалы из научных источников и нормативных документов по теме работы, применялись теоретические методы анализа и обобщения, а также аналитико-статистические методы квалиметрии в процессе логического сравнения информации.
Результаты. Выявлено диалектическое единство межпоколенного профессионального (педагогического) взаимодействия и экзистенциального самоопределения будущего учителя в образовательной среде университета. Предлагаются примеры проектов организации межпоколенного взаимодействия в образовательной среде университета («Династии педагогов. Притяжение поколений», «Педагогические мемуары», «Подражание педагогическому идеалу: ретроспектива и перспектива», «Юность моя – тимуровцы», «Искусство экзистенциального рассказа», проектантикафе «Педагогическая перезагрузка»), обеспечивающие положительную динамику признаков экзистенциального самоопределения будущего учителя (экзистенциальной наполненности, экзистенциальной восприимчивости, экзистенциальной синергетичности).
Теоретическая и/или практическая значимость. Предлагается одним из механизмов межпоколенного педагогического взаимодействия считать общение, где важна диада «бытие будущего учителя – научно-педагогическая школа». Диада понимается как диалог двух событийных пространств через представителей разных поколений педагогического дела – будущего и прошлого/настоящего. Диалогичность проявляется в способности созидания экзистенциального опыта у будущего учителя через краеведческо-педагогическое погружение. Даются способы выявления результативности организации межпоколенного взаимодействия: критерии экзистенциального самоопределения будущего учителя (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и диагностики, определяющие её динамику (Шкала экзистенции (Existenz-Skala, ESK) А. Лэнгле, К. Орглера; Шкала осознанного выбора и самосознания, PCASS; Опросник самоорганизации деятельности, ОСД).
Выводы. Межпоколенное взаимодействие не только воспитывает чувство уважения к старшим поколениям, но и выполняет роль социального ресурса, оказывающего положительное влияние на экзистенциальный выбор будущего учителя. Практика работы подтверждает эффективность организации проектной деятельности, включавшей в себя интеграцию поколений педагогов и студентов, а также погружение будущих учителей в историко-педагогическое наследие. Всё это привело к положительной динамике в экзистенциальной наполненности, экзистенциальной восприимчивости и экзистенциальной синергетичности будущего учителя. Предложенные проекты могут быть значимы в работе со студентами педагогических вузов, а также на курсах повышения квалификации.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. ИсаевРоссия
Исаев Евгений Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей педагогики
г. Воронеж
Список литературы
1. Байбородова Л. В. Формирование мотивационного поля взаимодействия в педагогическом процессе // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет, 2023. С. 107–132.
2. Волков Ю. Г. Межпоколенческое взаимодействие в российском обществе: поиск языка согласия и взаимопонимания // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 3. С. 30–42.
3. Баландин Д. Н. Межпоколенный диалог как фактор формирования этнокультурной идентичности подростков // Страховские чтения: сборник научных трудов. Вып. 31. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет, 2023. С. 28–37.
4. Горлова Н. А. Педагогические ориентиры культурно-исторического подхода в современном образовании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 37–47.
5. Горлова Н. А. Педагогика личности. М.: Русайнс, 2024. 204 с. 6. Исаев Е. А. Экзистенциальный взгляд на культурное самоопределение личности: опыт педагогического осмысления // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 45–53.
6. Кондрашова В. О. Межпоколенный социолизирующий диалог в диаде «ребенок-прародители» // Вестник МГИРО. Научно-методический журнал. 2013. № 4 (14). С. 30–37.
7. Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. М.: Наука, 1983. 322 с.
8. Рафикова С. А. Межпоколенный диалог и трансляция исторического опыта // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2019. № 31. С. 12–16.
9. Репринцев А. В. Диалектика отношений учителя и культуры в условиях социальной неопределённости. Остаётся ли педагог субъектом культуры общества будущего? // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №3 (63). С. 123–144.
10. Репринцев А. В. Экзистенциальный выбор личности в условиях социальной неопределённости: факторы и механизмы социально-нравственного самоопределения молодёжи // Страховские чтения. Вып. 31. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет, 2023. С. 208–218.
11. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание свободного человека: монография. Берлин: Директ-Медиа, 2020. 264 с.
12. Стрижицкая О. Ю., Петраш М. Д. Роль межпоколенного диалога и межпоколенного взаимодействия в психологическом благополучии студентов Санкт-Петербурга // Мир педагогики и психологии. 2021. № 12 (65). С. 215–225.
13. Янчук В. А. Постмодернистский, социокультурный интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. С. 193–206.
14. Becker H., Mannheims K. Problem der Generationen – 80 Jahre danach (Проблема поколений – 80 лет назад) // Journal of Family Research. 2008. № 20 (2). С. 203–221.
15. Matthes J., Mannheims K. „Das Problem der Generationen“, neu gelesen Generationen – “Gruppen“ oder „gesellschaftliche Regelung von Zeitlichkeit“? («Проблема поколений», Поколения – «Группы» или «Социальное регулирование темпоральности»?) // Zeitschrift für Soziologie. 1985. № 14. P. 363–372.























