Особенности формирования инженерной грамотности обучающихся губернаторского класса в процессе изучения физики
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-56-66
Аннотация
Цель. Рассмотреть особенности формирования инженерной грамотности при обучении физике обучающихся губернаторского инженерного класса.
Методология и методы исследования. В процессе достижения цели исследования обобщён опыт и представлен анализ современного состояния проблемы формирования инженерной грамотности обучающихся при обучении физике в губернаторском инженерном классе. Методологической основой исследования выступает системный, компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. В статье использованы следующие методы: метод теоретического анализа педагогических источников, систематизации и обобщения полученной информации, наблюдения, опрос, педагогический эксперимент.
Результаты. Автором даётся определение «формирование инженерной грамотности обучающихся при обучении физике». Выделены уровни профильной подготовки в губернаторском инженерном классе. Описана реализация работы в губернаторских инженерных классах для обучающихся МАОУ «Лицей 142 г. Челябинска». Проведён анализ сформированности инженерной грамотности обучающихся губернаторских инженерных классов за 2023/2024 учебный г. по проверяемым умениям: работать с научными текстами и текстами технического содержания, работать с современным оборудованием, решать инженерные задачи.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика губернаторского инженерного класса как необходимого условия формирования у обучающихся инженерной грамотности, что способствует становлению у них готовности к профессиональной деятельности в области инженерных наук. На основе анализа научно-педагогической литературы дано определение «формирование инженерной грамотности при обучении физике». Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении инженерных каникул, в разработке инженерных задач, выполнении проекта. Полученные результаты могут быть применены учителями физики для работы в инженерном классе.
Выводы. Формирование инженерной грамотности обучающихся в губернаторских инженерных классах при обучении физике оказывает положительное влияние для принятия карьерных решений и построения профессиональной траектории. Продолжение исследования по вопросу организации обучения в губернаторских инженерных классах и проектирования содержания инженерного образования мы видим в подготовке учителя физики к работе в профильных классах и введении профессии «учитель-инженер».
Об авторе
Н. А. АнтоноваРоссия
Антонова Надежда Анатольевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физики и технологии, специалист управления научной работы
г. Челябинск
Список литературы
1. Абрамова О. В. Особенности конвергентного обучения в инженерных классах // Физика в школе. 2023. № S2. С. 92–96.
2. Алексеевнина А. К. К вопросам непрерывного образования инженерных кадров: необходимость формирования функциональной грамотности школьников на уроках физики и математики // Инженерное образование. 2022. № 32. С. 7–16.
3. Антонова Н. А. Особенности методики формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2024. № 2. С. 38–57.
4. Белянин В. А., Кречетова И. В., Целищева Л. В. Организация самостоятельной работы учащихся инженерных классов по решению и составлению задач по физике // Современные наукоёмкие технологии. 2023. № 10. С. 85–90.
5. Величко А. Н. Диагностика учебных достижений учащихся инженерных классов // Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11 (19). С. 176–178.
6. Витальская Д. А., Сычева М. В. Детский бизнес-инкубатор как средство формирования у дошкольников основ инженерной грамотности // Вестник педагогических наук. 2024. № 6. С. 134–141.
7. Донских А. А. Проблемы инженерного образования в регионах России // Молод ёжь и наука. 2024. № 1. URL: https://min.urgau.ru/ru/1-2024.html (дата обращения: 10.10.2024).
8. Загребельный К. А., Балашова Е. С. К вопросу о важности инженерного образования в России // Управленческий учёт. 2024. № 5. С. 117–125.
9. Коликова Е. Г., Безкоровайный С. А., Айчувакова Е. Р. Практические аспекты реализации региональной модели губернаторских инженерных классов «Инженер будущего 74» // Школьные технологии. 2024. № 3. С. 25–30.
10. Лесин С. М., Осипенко Л. Е., Махотин Д. А. Появление и развитие понятия «инженерная грамотность» в системе общего образования // Вестник Российской международной академии туризма. 2018. № 4. С. 92–98.
11. Назаров А. И. Проектирование онлайн-курса по физике как средства вариативной фундаментальной подготовки будущих инженеров // Инженерное образование. 2024. № 35. С. 87–96.
12. Никаноркина Н. В. Профессионально ориентированные задачи как средство осуществления профессионально направленного обучения математике студентов экономических вузов // Молодой учёный. 2014. № 13. С. 276–279.
13. Салихова Г. А., Журавлева Е. Ю. Подходы к диагностике формирования предпосылок инженер ной грамотности у детей дошкольного возраста // Кубанская школа. 2023. № 3 (71). С. 119–124.
14. Солнышкова О. В. Технология сотрудничества вуза с инженерными классами школ как первый этап непрерывной образовательной траектории // Актуальные вопросы образования. 2022. № 1. С. 241–244.
15. Терновая Л. Н., Мироненко Д. В. Хакатон «Инженерные классы: старт в будущее» // Кубанская школа. 2024. № 3 (75). С. 109–113.
16. Трестина А. П. Проектирование модели steam-образования обучающимися в профильных инженерных классах // Экономика XXI века: инновации, инвестиции, образование. 2022. Т. 10. № 7. С. 156–158.
17. Физика: инженеры будущего: 7 классы: углублённый уровень: методическое пособие к учебно-методическому комплекту «Физика. Инженеры будущего» / В. В. Белага, Н. И. Воронцова, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. М.: Просвещение, 2024. 147 с.
18. Физика: инженеры будущего: 7-й класс: углублённый уровень: учебник: в 2 частях / В. В. Белага, Н. И. Воронцова, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. М.: Просвещение, 2024. Ч. 1. 160 с.
19. Честюнина Н. Д. Интегрированный курс как условие формирования основ инженерной грамотности в начальной школе // Kant. 2022. № 2 (43). С. 345–351.
20. Bobrovskii A. V., Bazhutina M. M., Gorokhova D. A. The project-based learning model of training engineers: exploring opportunities for building an individual learning trajectory from the students' and instructors' perspectives // Perspectives of Science and Education. 2024. № 3 (69). P. 179–191.
21. Isaev A. P., Plotnikov L. V. Technology for Training Creative Graduates in Engineering Bachelor's Programs // Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28. № 7. P. 85–93.
22. Karpova E. V., Nevzorova A. V. The ratio of functional literacy and fundamental training of students: the unity of opposites // Perspectives of Science and Education. 2023. № 5 (65). P. 28–40.
23. Krushelnitskaya O. I., Tretyakova A. N., Polevaya M. V. Evolvement of new professions in the sphere of career guidance as an imperative of our time // Perspectives of Science and Education. 2024. № 3 (69). P. 44–57.























