Технология командного сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся общеобразовательной организации
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-21-31
Аннотация
Цель статьи: рассмотреть сущность и технологию командного сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся общеобразовательной организации.
Методология и методы исследования. Авторами применялся при обосновании компонентного состава технологии командного сопровождения индивидуального маршрута учащихся комплекс исследовательских подходов, включая: системный, индивидуально-ориентированный, проектно-технологический подходы. В качестве методов исследования использовались: анализ и обобщение базовых понятий исследования, систематизация теорий и практик в области командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
Результаты. Определены базовые понятия и разработаны инвариантные и вариативные компоненты технологии командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы. Теоретическая и/или практическая значимость работы. Определены понятия: «командное сопровождение» как система взаимосвязанных и взаимодополняющих действий команды специалистов в соответствии с распределённым функционалом и решаемым кругом педагогических задач; «технология командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся» как целостная система организационных, методических и технических мер деятельности команды сопровождения, направленных на обеспечение навигации и достижения результатов каждым учащимся; обоснован состав технологии командного сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся основной общеобразовательной организации – инвариантные компоненты (диагностический, организационный, деятельностный) и вариативные компоненты (методический, ресурсный, профориентационный). Практическая значимость исследования состоит во внедрении технологии командного сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся основной общеобразовательной организации, её позитивном влиянии на образовательные результаты каждого учащегося.1
Выводы. В ходе исследования обоснованы сущность и технология командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов, представлены её компоненты. Полученные теоретические результаты служат базисом для проектирования практической деятельности педагогов в процессе сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов в условиях цифровой образовательной среды.
Об авторах
Н. В. ГарашкинаРоссия
Гарашкина Наталья Владимировна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий
г. Москва
Н. Н. Дубровина
Россия
Дубровина Нина Николаевна – заведующий кафедрой цифрового образования и информационной безопасности
г. Владимир
Список литературы
1. Аксенова А. Ю., Примчук Н. В., Тряпицына А. П. Основные характеристики трансформации образовательного процесса в контексте персонификации // Трансформация общего образования: персонифицированное обучение. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. С. 18–47.
2. Александрова Е. А. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка в коллективной деятельности // Воспитание школьников. 2024. № 7. С. 16–26.
3. Воробьева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1999. 460 с.
4. Гарашкина Н. В., Дубровина Н. Н. Моделирование индивидуального образовательного маршрута учащегося как технология деятельности современного педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 33–45.
5. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Трансформация методов обучения как компонентов технологий деятельности современного учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (167). С. 46–50.
6. Зверева Н. Г. Аспекты реализации личностно-ориентированного и индивидуального подходов в современном образовательном процессе // Научный поиск: личность, образование, культура. 2019. № 1.1. С. 51–53.
7. Казакова Е. И. Развитие школы в логике системно-ориентационного подхода // На путях к новой школе. 2014. № 3. С. 5–11.
8. Куприянова Г. В. Индивидуальная образовательная программа школьника: методические рекомендации. Ярославль: Институт развития образования, 2007. 23 с.
9. Максимова Е. А. Командная работа – ресурс развития школы. М.: Сентябрь, 2015. 144 с.
10. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Касицина Н. В. Педагогика поддержки: третье пространство образования: в 2 кн. Кн. 1. Приближения к теме. Четыре тактики. СПб.: Образовательные проекты, 2023. 208 с.
11. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Биробиджанский государственный педагогический институт, 2005. 272 с.
12. Туркина А. В. Исследование готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута // Человек и образование. 2006. № 6. С. 68–71.
13. Технологии педагогической деятельности: учебное пособие / Л. В. Байбородова, Г. В. Куприянова, Е. Н. Степанов, А. В. Золотарева, А. А. Кораблева. Ч. 3. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017. 288 с.
14. Хайретдинова Е. С. Индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся как механизм преодоления учебной неуспешности // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2023. № 2 (18). С. 34–38.
15. Шобонов Н. А. Особенности организации командной работы в общеобразовательной организации // Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 2 (38). URL: https://lll21.petrsu.ru (дата обращения: 10.10.2024).






















