Периодизация развития учебно-математических изданий (1682–1918 гг.)
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-32-42
Аннотация
Цель. Представить и обосновать периодизацию развития учебно-математических изданий (1682–1918 гг.), рассмотреть характеристику каждого периода.
Методология и методы. Исследование базируется на общем принципе детерминизма, признающем взаимную связь и обусловленность изменений; на методе историзма, позволяющем выявить логику и периоды исторического развития; на сравнительно-аналитическом методе исследования процесса развития учебно-математической печатной книги обозначенного периода.
Результаты исследования. В результате исследования установлено, что разработанная и обоснованная периодизация развития корпуса учебно-математической печатной книги (1682– 1918 гг.) состоит из четырёх периодов (рекомендательно-практического, предметно-содержательного, процессуально-дидактического, научно-методического).
Научная новизна. Впервые разработана и обоснована авторская периодизация развития корпуса учебно-математической печатной книги (1682–1918 гг.). Выявлены основные тенденции развития учебно-математической печатной книги рассматриваемого временного интервала. Определён и обоснован критерий периодизации – методико-дидактическое наполнение учебно-математических изданий, с учётом выделенного критерия дано название каждого периода.
Теоретическая и/или практическая значимость. Осуществлена целостная реконструкция процесса развития учебно-математической литературы (1682–1918 гг.), представленная в виде периодизации, что расширяет сферу современного историко-педагогического знания о процессах эволюции отечественного математического образования в контексте развития учебной книги. Выявлен ключевой критерий развития учебного издания: его методико-дидактическое наполнение. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке лекций и практических занятий для студентов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров; при создании современной отечественной учебно-математической литературы учёными-дидактами и методистами, что важно в условиях цифровизации учебной книги. Результаты исследования могут быть интересны как специалистам в области учебной книги, так и авторам учебных изданий.
Выводы. Анализ развития учебно-математических изданий показывает значительные качественные и количественные изменения. Учебные издания прошли путь от первых пособий, где по личному наитию авторы пытались решить представляющиеся им важными педагогические проблемы, до прообразов современных учебно-методических комплексов, а именно учебных комплектов конца XIX в., когда стал наблюдаться интенсивный рост печатной продукции, в том числе расширение географической локации выпуска изданий. Ключевым критерием качественных скачков в развитии учебно-математических изданий является дидактико-методическое наполнение печатной книги, которое и было положено в основу периодизации. В ходе исследования разработана следующая периодизация развития учебно-математических изданий:
1 этап – рекомендательно-практический (1682–1727 гг.);
2 этап – предметно-содержательный (1728–1797 гг.);
3 этап – процессуально-дидактический (1798–1863 гг.);
4 этап – научно-методический (1864–1918 гг.).
Об авторе
Г. В. КондратьеваРоссия
Кондратьева Галина Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей алгебры, математического анализа и геометрии
г. Москва
Список литературы
1. Алексушин Г. В. Периодизация, стадизация или этапизация? // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1. С. 198–201.
2. Грибулин В. А. Тригонометрический задачник в русской дореволюционной и советской школе и построение упражнений по тригонометрии в курсе математики средней школы: автореф. дисс. … канд. пед. наук (по методике математики). Казань, 1965. 20 с.
3. Зарецкий Ю. П. Составитель и издатель первых русских учебников Илья Копиевский (ок. 1651–1714): неизвестные страницы биографии // История и архивы. 2022. № 3. С. 12–28.
4. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: объяснение историей как способ познания педагогического настоящего: материалы XIX Международной научной конференции (Москва, ноябрь 2023) / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2023, 399 с.
5. Исхаков А. Русская учебная литература по тригонометрии: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1952. 12 с.
6. Киселева Т. В. Проблема периодизации в исследованиях по истории математического образования// Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Серия: История и теория математического образования. 2006. № 11. С. 132–140.
7. Колягин Ю. М. Школьный учебник математики: вчера, сегодня, завтра // Математическое образование. 2006. № 3. С. 2–8.
8. Кондратьева Г. В. Педагоги-математики пореформенной России. К вопросу о развитии отечественного учебника математики в петровскую эпоху // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования. Сборник тезисов докладов международной научной конференции (Елец, 29 сентября–1 октября 2023 года). Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2023. С. 241–243.
9. Латышев В. А. Исторический очерк русских учебных руководств по геометрии // Педагогический сборник. 1979. Журнал VII. Июль. 789 с.
10. Парно И. К. Учебники тригонометрии и вопросы её преподавания в русской дореволюционной и советской средней школе: автореф. … канд. пед. наук. М., 1950, 21 с.
11. Ромашина Е. Ю. Школьный учебник в России XVIII – начала XX века: теорет. и ист.-пед. анализ: монография. Тула: Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011. 172 с.
12. Саввина О. А. «Малининская эпоха» в истории русского учебника математики // Математика в школе. 2013. № 3. С. 66–75.
13. Шустеф Ф. М. Анализ русского учебника алгебры в его развитии и современном состоянии (Учебник алгебры А. П. Киселева и советские учебники алгебры): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1950. 357 с.
14. Филичев С. В. Арифметический задачник в русской средней школе прошлого и в современной советской школе (Развитие содержания, метода и системы в арифметическом задачнике русской средней школы): автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 1952. 22 с.
15. Юшкевич А. П. История математики в России до 1917 года. М.: Наука, 1968. 591 с. 204 с.






















