Учебное пособие по физике как средство формирования научной грамотности учащихся среднего общего образования
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-63-74
Аннотация
Цель. Статья направлена на рассмотрение проблемы проектирования учебного пособия по физике, направленного на формирование научной грамотности учащихся среднего общего образования. В статье обосновываются ключевые элементы и методические особенности таких пособий, описывается структура авторского учебного пособия и определяется его потенциал как эффективного инструмента для развития научной грамотности школьников.
Методология и методы исследования. Ключевым исследовательским методом стал анализ различных учебных пособий, в рамках которого были рассмотрены различные структуры пособий по теме исследования. Также был использован синтез научных идей, обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование.
Результаты. Проведён анализ учебных пособий по физике с точки зрения их влияния на формирование научной грамотности учащихся. Были выявлены ключевые методические особенности структуры таких пособий, определены их сильные и слабые стороны. В ходе исследования была обоснована и описана структура авторского учебного пособия, направленного на формирование научной грамотности у учащихся.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в конкретизации понятия «научная грамотность школьника», а также в описании и научном обосновании важности проблемы формирования научной грамотности учащихся на уроках физики. Результаты исследования могут быть использованы как для создания методики формирования научной грамотности учащихся на уроках физики, так и для внедрения подобных методик в преподавание других учебных дисциплин.
Выводы. Вопрос формирования научной грамотности учащихся современных школ является одной из ключевых проблем современной образовательной системы. Разработка методики формирования научной грамотности поможет написать учебное пособие с учётом современных требований и компетенций учащихся, что станет значимым шагом в повышении уровня научной грамотности школьников.
Ключевые слова
Об авторе
А. Р. ОнишинРоссия
Александр Романович Онишин – ассистент кафедры фундаментальной физики и нанотехнологии
г. Москва
Список литературы
1. Газгиреева Л. Х. История педагогики и образования: государственная педагогика России: монография. М.: Юрайт, 2023. 149 с.
2. Ибрагимова Т. В., Абдурзакова А. С., Ибрагимова Х. А. Формирование естественно-научных компетенций обучающихся // Естественные науки: состояние и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Грозный, 27 октября 2023 года). Махачкала: Алеф, 2023. С. 3–7.
3. Марголис А. А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. C. 5–24.
4. Онишин А. Р. Проблема развития культурной грамотности обучающихся на уроках физики // Современные проблемы физико-математического образования в условиях цифровизации: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, (Саранск, 19–20 февраля 2024 года). Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 2024. С. 51–57.
5. Разумовский В. Г., Майер В. В., Вараксина Е. И. ФГОС и изучение физики в школе: о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников: монография. М.: Нестор-История, 2014. 208 с.
6. Смирнова А. В. Происхождение и первичная интерпретация понятия «научная грамотность» // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 4. С. 10–15.
7. Смирнова А. В. Теория научного образования С. И. Гессена и современная концепция научной грамотности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14. № 4. С. 14–26.
8. Фан Т. Х. Л., Холина С. А. Оценка формирования опыта решения учебных и жизненных задач у учащихся в средних школах Вьетнама // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования: материалы III Международной междисциплинарной конференции (Москва, 16 февраля 2022 года) / под ред. В. Г. Костяковой. М.: Московский государственный областной университет, 2022. С. 129–134.
9. Холина С. А., Онишин А. Р. Задачи физического практикума при изучении электростатики в курсе физики средней школы // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования: материалы IV Международной междисциплинарной конференции (Москва, 15 февраля 2023 года). М.: Государственный университет просвещения, 2024. С. 211–216.
10. Холина С. А., Онишин А. Р. Роль физического эксперимента по электростатике в формировании научной грамотности обучающихся средней школы // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 14 февраля 2024 года). М.: Принтика, 2024. С. 81–84.
11. Холина С. А. Формирование естественнонаучной грамотности учащихся при решении задач по физике // Наука на благо человечества – 2021: материалы Международной научной конференции молодых учёных / под ред. Д. А. Куликова. М.: МГОУ, 2021. С. 153–156.
12. Холина С. А., Онишин А. Р. Формирование функциональной грамотности обучающихся при изучении курса физики средней школы // Педагогическое образование и наука. 2023. № 6. С. 115–119.
13. Щенина О. Г. Трансформация российского образования: на пути к новой грамотности // Россия реформирующаяся. 2022. № 20. С. 176–199.
14. Hurd Paul De H. Science Literacy: Its Meaning for American Schools. Educational Leadership (Научная грамотность: её значение для американских школ) // Journal of the Association for Supervision and Curriculum Development, NEA. 1958. № 1. P. 13–52.
15. McCurdy R. C. Towards a population literate in science (На пути к популяционной литературе в науке) // The Science Teacher. 1958. № 2. P. 366–368.