Опыт реализации вариативных технологий обучения физике в малочисленных классах современных сельских школ
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-3-68-77
Аннотация
Цель. В исследовании представлены особенности и результаты применения вариативных технологий обучения физике в малочисленных классах Чашниковской сельской школы.
Процедура и методы исследования. Анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, моделирование урока, анализ проведённого урока.
Результаты. Анкета и модель урока, предложенные в статье, апробированы среди учащихся девятого класса сельской малочисленной школы, слабо мотивированных к обучению физике.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представленный опыт применения вариативных технологий позволит сделать выбор в пользу того или иного подхода при планировании учебных заданий и разработке уроков учителям физики сельских школ.
Об авторах
Е. А. ФилимоноваРоссия
Филимонова Елизавета Александровна – аспирант кафедры методики преподавания физики Московского государственного областного университета; учитель физики Чашниковской средней общеобразовательной школы
141592, Московская обл., Солнечногорский р-н, д. Чашниково, мкрн. Новые дома, стр. 11Ш
С. А. Холина
Россия
Холина Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания физики
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций: материалы Международной научно-практической конференции, 28–30 марта 2019 г.; под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. Ярославль, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019.
2. Агафонова А. С., Гурина А. Д. Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе малокомплектной сельской школы // Теория и методика естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVIII Всерос. науч.-практич. конф., 23 апреля 2020 г. / под ред. Т. В. Голиковой. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2019. С. 7–9.
3. Берулава Г. А. Тенденцииразвитияличностивсистемеобразования: прогностическийаспект// Гуманизация образования. 2018. № 4. С. 6–17.
4. Велиева С. А. Состояние и перспективы малокомплектной сельской школы // Форум молодых учёных. 2019. № 2 (30). С. 417–419.
5. Груздев С. Н. Сравнительный анализ преподавания физико-математических дисциплин и использования икт в сельских малокомплектных школах и школах других типов // Системы компьютерной математики и их приложения. 2013. № 14. С. 219–223.
6. Калинский С. А. Оценка качества образования малокомплектных сельских школ // Молодые учёные – агропромышленному комплексу дальнего востока: материалы XIX межвузовской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов, специалистов, Уссурийск, 2–3 апреля 2019 г. / под ред. С. В. Ишанкова. Уссурийск, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, 2019. С. 155–160.
7. Кара С. И. Организация дифференцированного обучения в малочисленном классе малокомплектной сельской школы // Педагогический опыт: от теории к практике: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 января 2019 г. / под ред. О. Н. Широкова. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 93–95.
8. Косиенко Р. С., Калинский С. А. Повышение качества образования малокомплектных сельских школ // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XIX Междунар. науч.-практич. конф., Пенза, 5 февраля 2019 г. / под ред. Г. Ю. Гуляева: в 2 ч. Ч. 2. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». С. 120–123.
9. Нагих Л. Г. Сельская малокомплектная школа: проблемы и пути решения // Наука и образование сегодня. 2020. № 6-1 (53). С. 73–74.
10. Рыбакова М. В., Буланова М. Б. Малокомплектные сельские школы России: неравенство и новые возможности в цифровом образовании // Социальная стратификация в цифровую эпоху: к 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина: сборник материалов XIII Международной научной конференции «Сорокинские чтения – 2019», 18–19 февраля 2019 г. М.: Макс-Пресс, 2019. С. 1604–1607.
11. Спорягина И. М. Мотивационно-целевая функция критериального оценивания как инструмента управления проектной деятельностью обучающихся в условиях сельской малокомплектной школы // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции, Москва, 25 января 2020 г.: в 2 ч. Ч. 2. М.: МГПУ, 2020. С. 118–121.
12. ДанюшенковВ. С. , Коршунова О. В. Технология разноуровневого обучения физике для сельской школы: 10–11 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 500 с.
13. Филимонова Е. А., Холина С. А. Особенности преподавания физики в сельской школе в условиях сниженной мотивации в малочисленных классах // Наука на благо человечества – 2020: материалы Междунар. науч. онлайн-конференции молодых учёных (статьи преподавателей и аспирантов), Москва, 18 – 26 апреля 2020 г. / под ред. Е. А. Певцовой. М.: ИИУ МГОУ, 2020. С. 236–239.