Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Методические аспекты организации индивидуально-группового обучения на уроках биологии

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-36-49

Аннотация

Цель статьи заключается в обосновании эффективности индивидуально-группового обучения на уроках биологии; представлении авторской игровой модели «Биологиявиденье»; раскрытии специфики её применения в образовательном процессе школы для стимулирования мотивации учащихся к изучению предмета биологии.

Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составили основные положения системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов, которые сочетаются на основе принципа комплементарности. В исследовании использовались теоретические методы (контент-анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, обобщение, систематизация); эмпирические методы (системный анализ авторского педагогического опыта); математическая обработка полученных данных.

Результаты. Прогрессивным направлением трансформации образовательного процесса является организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся, которая способствует росту эффективности усвоения знаний школьниками за счёт грамотной коллаборации индивидуального и группового подходов. Расширению потенциала индивидуально-группового обучения способствует применение геймификации, которая должна обеспечить повышение уровня вовлечённости школьников в учебную деятельность и формирование действенного интереса к интенсивности решения текущих задач.

Теоретическая и/или практическая значимостьТеоретическая значимость работы состоит в уточнении методических аспектов использования индивидуально-группового обучения, а также применения геймификации для повышения его эффективности за счёт роста вовлечённости учеников в процесс изучения биологии. Практическая значимость работы заключается в том, что сделанные выводы и обобщённые авторами результаты собственного педагогического опыта могут быть применены для совершенствования методики преподавания биологии в средней школе.

ВыводыИндивидуально-групповая форма обучения обладает рядом особенностей, которые отличают её от других подходов к организации предоставления обучающего контента ученикам, что в свою очередь формирует преимущества, обеспечивающие рост эффективности усвоения предмета. В статье нашли отражение итоги педагогического опыта автора, связанного с использованием индивидуально-группового обучения на уроках биологии в МБОУ СОШ с УИОП №7 имени А. С. Пушкина города Курска. С учётом педагогического видения представлен авторский вариант геймификации преподавания биологии в формате игровой модели «Биологиявиденье», которая способствует росту усвоения необходимого образовательного контента.

Об авторах

Т. Н. Белозерова
Государственный университет просвещения; Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 7 имени А. С. Пушкина
Россия

Белозерова Татьяна Николаевна  – учитель Средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов № 7 имени А. С. Пушкина; аспирант кафедры методики
преподавания химии, биологии, экологии и географии Государственного университета просвещения

г. Курск



В. В. Пасечник
Государственный университет просвещения
Россия

Пасечник Владимир Васильевич  – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания химии, биологии, экологии и географии

Москва



Е. А. Колесник
Государственный университет просвещения
Россия

Колесник Евгений Анатольевич – доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии, экологии человека и медико-биологических знаний

Москва



Список литературы

1. Ахтамова С. С., Шинтяпин Н. К. Сущность и применение игровых технологий в образовании // Человек и язык в коммуникативном пространстве. 2023. № 14 (23). С. 93–97.

2. Багрецов С. А., Черная Т. Э. Модель трансформационного процесса индивидуально-группового обучения в ВУЗе // Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. 2019. № 667. С. 400–409.

3. Белозерова Т. Н. Организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся в классах с углублённым изучением биологии // Развитие естественных наук и образования в России. Химия, биология, география, экология, образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти учёного-энциклопедиста Д. И. Менделеева (Москва, 16 февраля 2024 года). М.: ГУП, 2024. С. 191–194.

4. Булавина М. А., Новосельский С. О. Наука и образование в России и Донбассе: сравнительно-правовой анализ и перспективы сотрудничества // Россия и Донбасс: перспективы сотрудничества и интеграции: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 28 июня 2022 года). М.: УМЦ, 2022. С. 230–234.

5. Голубева Е. В., Симонов И. И. Геймификация в обучении: эффективное использование настольных игр на уроках биологии // Диалог на равных: материалы региональной научно-практической конференции (Воронеж, 8 февраля 2024 года). Воронеж: ВГПУ, 2024. С. 41–44.

6. Джамалутдинова Т. М. Технология индивидуально-группового обучения как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии // Современное состояние и актуальные проблемы естественнонаучного образования: материалы Международного естественнонаучного педагогического форума (Ростов-на-Дону, 7–8 декабря 2023 года). Махачкала: Алеф, 2024. С. 57–60.

7. Дробышева И. В. Об этапах проектирования индивидуально-групповых образовательных траекторий обучения студентов математике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 691.

8. Калялина Н. Н. Реализация индивидуально-группового обучения в основной школе // Modern Science. 2020. № 1-1. С. 311–316.

9. Мишина О. С., Савина А. А. Применение технологии геймификации для формирования метапредметных компетенций на уроках биологии // Современная Российская наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 15 мая 2024 года). Пенза: Москва и просвещение, 2024. С. 180–184.

10. Собакина Т. Г., Лукина С. А. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в школах республики Саха (Якутия) // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. С. 36.

11. Трифонова Т. М., Соломенцев Д. А. Геймификация на уроках биологии // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 12 марта 2024 года). Чебоксары: Среда, 2024. С. 74–77.

12. Хайбулина К. В. Использование индивидуально-групповой деятельности в обучении биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 12–14 февраля 2020 года). М.: Диона, 2020. С. 230–235.

13. Хайбулина К. В. Методическая система обучения биологии, основанная на индивидуально-групповой методике // Биология в школе. 2015. № 9. С. 26–34.

14. Хайбулина К. В. Применение цифрового микроскопа при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности в процессе обучения биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения учёного, методиста-биолога Д. И. Трайтака (Москва, 8–10 ноября 2017 года). М.: МГОУ, 2017. С. 157–161.

15. Хамидуллина Л. В., Шайхранова А. И. Применение метода индивидуально-группового обучения на уроках геометрии // Концепт». 2015. № 17. С. 121–125.

16. Хаустов С. А. Развитие учебной мотивации при использовании индивидуально-группового обучения биологии в 9-м классе // Педагогическое образование и наука. 2024. № 5. С. 99–105.

17. Чванова А. А. Индивидуально-групповой подход в обучении как способ повышения учебной мотивации школьников // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского (Калуга, 15 января – 15 апреля 2016 года). Калуга: Издательство КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. С. 117–123.

18. Шахарьян Е. В. Формирование коммуникативной компетентности школьников в процессе индивидуально-групповой формы обучения // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2010. № 1. С. 37–44.

19. Янтовская Е. А. Использование цифровизации и геймификации на уроках биологии с целью повышения качества знаний у учащихся // Современные проблемы естествознания в науке и образовательном процессе: сборник статей Международной научно-практической конференции (Минск, 23 ноября 2023 года). Минск: БГПУ им. Н. Танка, 2024. С. 301–305.


Рецензия

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)