Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Личностно-созидающая стратегия взаимодействия педагогических коллективов образовательных комплексов с семьями обучающихся

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-6-20

Аннотация

Цель научной статьи состоит в описании сущности и особенностей личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогов образовательных комплексов с семьями обучающихся, которые направлены на достижение более высоких образовательных результатов.

Методология и методы исследования. В исследовании применялись личностно-ориентированные подходы; методы сравнительного анализа, метод опроса родителей учащихся, беседы с педагогическими работниками для выявления степени их взаимодействия с семьями обучающихся в рамках образовательных комплексов.

Результаты исследования продемонстрировали, что личностно-ориентированный подход должен уступить место личностно-созидающей стратегии образования, направленной на взаимодействие педагогического коллектива образовательного комплекса с семьями учеников, т. к. данное сотрудничество способствует повышению уровня вовлечённости родителей в образовательный процесс. Личностно-ориентированный подход (парадигма) предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, а значит, реализацию индивидуального подхода, что затрудняет процесс персонального развития личности и её социализации в едином образовательном процессе воспитания и обучения в рамках преемственности образовательных программ. В ходе исследования установлено, что личностно-созидающая стратегия улучшает процесс коммуникации педагогов с семьями учащихся и положительно влияет на академическую успеваемость и социализацию школьников. Результаты анкетирования позволили определить повышение процента удовлетворённости родителей образовательным процессом, увеличение доли активных семей в жизни школы.

Научная новизна, теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в описании личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогических коллективов образовательных комплексов с семьями учащихся, которая адаптирует инновационные подходы и психолого-педагогические практики к современным условиям. Теоретическое значение данного исследования состоит в расширении представлений о процессе взаимодействия общеобразовательных комплексов с семьями учащихся, начиная с дошкольного возраста, что на данном этапе способствует разработке современных моделей и инновационных подходов в рассматриваемой сфере. Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных данных для разработки преемственных программ взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольных отделений и учащихся. Полученные результаты могут являться основой для разработки методических рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия педагогического коллектива с семьями учащихся.

Выводы. В процессе исследования определено, что рассматриваемая в научной статье личностно-созидающая стратегия взаимодействия педагогов с родителями обучающихся способствует улучшению процесса коммуникации, что в данном случае положительно влияет на академическую успешность учащихся, она создаёт эмоционально-комфортную среду в образовательном комплексе.

Об авторах

Л. А. Агарёва
Государственный университет просвещения; Управление образования Администрации г. о. Домодедово
Россия

Агарёва Людмила Анатольевна – заместитель начальника управления, начальник отдела общего образования управления образования Администрации городского округа Домодедово Московской области; аспирант кафедры педагогики и современных образовательных технологий Государственного университета просвещения 

г. Москва 

 



Н. А. Горлова
Государственный университет просвещения
Россия

Горлова Наталья Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и современных образовательных технологий  

г. Москва



Список литературы

1. Анисимова О. А., Митин Г. В. Психологические ресурсы и информационно-технологические средства учителя по вовлечению учащихся в учебный процесс // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21, № 2-1. С. 69–77. DOI 10.17759/bppe.2024210209.

2. Асмолов А. Г. Путеводитель школы возможностей: программирование непрограммируемого // Образовательная политика. 2020. Т. 83, № 2. С. 6–7.

3. Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 75–82.

4. Байбородова Л. В., Лебедева Т. С., Тарханова И. Ю. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей. М.: Владос, 2017. 199 с.

5. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.

6. Волкова Т. В., Мансарлийская Л. Ф. Партнёрское взаимодействие педагогов как залог успешной преемственности дошкольной и школьной ступеней образования // Современное дошкольное образование. 2021. № 4. URL: https://sdo-practice.ru/journalpril (дата обращения 21.07.2025).

7. Горлова Н. А. Сущность и содержание личностно-созидающей стратегии // Журавлёвские чтения. Научно-педагогические основы проектирования личностно-созидающей стратегии образования: материалы IX Международной научно-практической конференции, проводившейся в рамках IX Международного фестиваля науки (Москва, 13 февраля 2024 года) / под ред. Н. А. Горловой. М.: ГУП, 2024. 1 CD-ROM. Электрон. текстовые дан. (6,97 Мб).

8. Горлова Н. А. Развитие личности обучающихся в образовательном процессе как педагогическая категория // Педагогика. 2020. № 1. С. 35–42.

9. Горлова Н. А. Педагогика личности: учебное пособие. М.: Русайнс, 2021. 204 с.

10. Грачева А. П. Повышение эффективности управления адаптивной школой за счёт использования информационных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 1. С. 114–120.

11. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М: ЕЦ Сфера, 2009. 80 с.

12. Макуха Т. Д., Анисимова И. А. Семейный клуб как модель взаимодействия ДОУ и семьи: методическое пособие для педагогов и родителей дошкольных учреждений. Армавир: АГПА, 2018. 58 с.

13. Молева Т. А. Школьный семейный клуб и проблема формирования духовно-нравственных ценностей детей и родителей // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 69–74. 14. Поташева И. И., Ермакова Т. Н. Развитие личностного потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 24–39. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-24-39.

14. Резакова А. А. Возможности личностного самоопределения младших школьников через конструирование ситуации выбора // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12, № 1 (42). С. 104–108. DOI: 10.57145/27128474_2023_12_01_20.

15. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции технологии: монография. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.

16. Тихомирова Е. И. Субъектно-личностное развитие обучающихся как Стратегия гуманитарного образования // Актуальные проблемы гуманитарного образования: материалы VII Международной научно-практической конференции (Минск, 22–23 октября 2020 года) / под ред. С. А. Важник. Минск: Белорусский государственный университет, 2020. С. 35–46.

17. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос, 2012. 73 с.

18. Чистова Л. Н. Программа взаимодействия школы и семьи как инструмент формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. URL: https://mir-nauki.com (дата обращения: 20.01.2025).

19. Шумейко Т. С. Личностно-ориентированный подход и индивидуально-дифференцированный подходы в образовании: анализ методологических аспектов и особенностей практической реализации // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2024. Т. 6. № 2. С. 97–108. URL: https://bppasu.ru/article/view (дата обращения: 20.01.2025)

20. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования: монография. М.: Лаборатория знаний, 2013. 220 с.

21. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 280 с.

22. Agareva L. A. Implementation of personalized approach in modern school (Реализация персонализированного подхода в современной школе) // International journal of Professional Science. 2024. №12 (1.1). P. 30–39.


Дополнительные файлы

1. Неозаглавлен
Тема
Тип Прочее
Скачать (153KB)    
Метаданные ▾
2. Неозаглавлен
Тема
Тип Прочее
Скачать (153KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)