Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХИ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-4-129-141

Аннотация

Цель - раскрыть дидактические основы (требования, принципы, условия) использования цифровых и диалогических технологий в образовательном процессе в системе дополнительного профессионального образования. Процедура и методы. В ходе исследования использовались: направленное наблюдение, анкетирование, анализ, обобщение и абстрагирование; цифровые технологии, гуманитарные / открытые технологии; самоанализ; «репрезентация и интерпретация» информации (С. В. Иванова) и результатов образовательной деятельности; методика «коллективного разума» (термин Н.Н. Моисеева). Результаты. На основе социокультурного, системного, деятельностного и исследовательского подходов в контексте взаимосвязи традиций и инноваций в образовательном процессе раскрыты дидактические основы (требования, совокупность принципов и условия) использования цифровых и диалогических технологий в системе обучения по программам дополнительного профессионального образования. Дидактические основы использования цифровых и диалогических технологий представлены теоретическим дискурсом и прикладными аспектами. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие классических и неклассических основ дидактики, обогащая теоретические представления о цифровых и диалогических технологиях в образовательном процессе в системе обучения взрослых и школьников. Учитывая практико-ориентированный характер образовательного процесса в системе ДПО и ДПП, реализуемых на кафедре непрерывного образования МГОУ, сформулированные требования, совокупность принципов и условия использования цифровых и диалогических технологий становятся инновационным фактором активизации профессиональной деятельности современного педагога.

Об авторах

Л. И. Осечкина
Московский государственный областной университет
Россия


Л. М. Перминова
Московский государственный областной университет
Россия


Н. В. Шабаева
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Аркусова И. В. Компьютерное тестирование и виды контроля знаний в вузе // Педагогика. 2016. № 10. С. 36-43.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-традиция, 2000. 381 с.

3. Бозиев Р. С., Перминова Л. М. Гаджеты в учебном процессе: за и против (по материалам опроса) // Педагогика. 2018. № 8. С. 44-56.

4. Болт Дж. У. де. Причины и следствия неудач модернизации в России. Социологический анализ // Социс. 2006. № 1. С. 20-31.

5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: Русское слово, 2020. 160 с.

6. Иванова С. В. Как влияет четвёртая промышленная революция на образование (отклик на книгу Клауса Шваба) // Ценности и смыслы. 2020. № 2. С. 146-151.

7. Кравченко С. А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодёжной среде //Социс. 2019. № 10. С. 48-58.

8. Лаптев В. В., Носкова Т. Н. Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества // Педагогика. 2016. № 10. С. 3-13.

9. Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей…: теория и практика образования взрослых / ред.-сост. Т. В. Шадрина. СПб.: ИОВ РАО: Тускарора, 1998. 273 с.

10. Лызь Н. А., Истратова О. Н. Информационно-образовательная деятельность в интернет-пространстве: виды, факторы, риски // Педагогика. 2019. № 4. С. 16-26.

11. Нечаев В. Л., Дурнева Е. Б. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 3. С. 36-45.

12. Орлов А. А. Портрет «сетевой личности» в контексте теории поколений // Педагогика. 2019. № 10. С. 5-16.

13. Перминова Л. М. Современная дидактика: от Коменского до наших дней (философско-педагогические аспекты современной дидактики): монография. М.: Школьные технологии, 2021. 296 с.

14. Перминова Л. М. Цифровое образование: ожидания, возможности, риски // Педагогика. 2020. № 3. С. 28-37.

15. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. № 8. С. 61-72.

16. Таболова Е. М., Осечкина Л. И., Камалова Н. В. Конструирование системы профессионального роста педагога в условиях дополнительного профессионального образования МГОУ // Вестник Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2020. № 44 (63). С. 111-119.

17. Таболова Е. М., Осечкина Л. И., Камалова Н. В. Построение системы профессионального роста педагога в условиях дополнительного профессионального образования МГОУ // Педагогика. 2020. № 9. С. 108-114.

18. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 168 с.

19. Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой // Избранное. М.: Центральное издательство, 2004. С. 201-252.

20. Щипков А. В. Системный кризис общества и состояние посткапитализма // Вопросы философии. 2019. № 9. С. 40-49.

21. Яницкий О. Н. Вызовы и риски глобализации. Семь тезисов // Социс. 2019. № 1. С. 29-39.


Рецензия

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)