Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Проектные технологии в зарубежной педагогической науке и практике

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-2-6-13

Аннотация

Цель статьи. Проблема использования проектной технологии в педагогическом процессе занимает значительное место в научных исследованиях многих известных специалистов уже довольно длительное время. Быстрое развитие новых тенденций образования и необходимость использования в практической работе современных технологий ставят перед педагогами инновационные задачи, в т. ч. по проектному моделированию. Популярны проектные технологии стали в ХХ в. Целью статьи стал анализ зарубежного опыта эволюции проектных технологий в педагогике, исследование зарубежных педагогических моделей использования технологий проектов и возможности их применения в отечественной педагогической практике.1

Методология и методы исследования. Методология исследования представлена общенаучными методами: анализ зарубежной историографии по заявленной проблеме, синтез научных идей, обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование.

РезультатыУстановлено, что проектные технологии в их современном понимании имеют давнюю историю своего существования, хотя их методологические и методические инструменты менялись с течением времени. Дана характеристика основных направлений зарубежной научной мысли ХХ в. в сфере проектных технологий, показана их преемственность и эволюционность.

Теоретическая и/или практическая значимость. Изучение зарубежного опыта педагогической деятельности в области проектных технологий может способствовать активизации соответствующего направления в российской педагогической практике, т. к. метод проектов стоит у истоков возрождения достижений отечественной экспериментальной педагогики ХХ в., ориентированной на принципы саморазвития и активности личности. Подобная педагогическая модель имеет полное право на существование в условиях радикального реформирования всех уровней российского образования, запланированного на 2025–2026 гг.

ВыводыПоказана эволюция проектных технологий c начала внедрения проектного обучения в США в начале ХХ в. и до наших дней. Представлены возможности этого метода с привлечением данных социологических опросов; отмечены несомненные достоинства. Полученные результаты могут быть востребованы при организации проектного обучения в отечественных образовательных учреждениях разного типа.

Об авторе

М. С. Акишева
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
Россия

Акишева Мария Сергеевна  – кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и философии 

Ялта



Список литературы

1. Абросимова С. А., Рыжкова Н. В. Историографический обзор проектной деятельности в педагогическом образовании России // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5А. С. 47–55. DOI: 10.34670/AR.2021.26.69.006.

2. Акишева М. С. Российский проект религиозного образования ОРКСЭ: сущность и значение // Научный вестник Крыма: электронный рецензируемый журнал. 2024. № 5 (51). URL: https://nvk-journal.ru/index.php/NVK/article/view/1125 (дата обращения 25.12.2024).

3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Проектная деятельность как средство формирования исторического мышления школьников: метод. рекомендации. М.: Просвещение, 2017. 144 с., ISBN 978-5-09-030637-9.

4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999. 186 с.

5. Дьюи Дж. Школы будущего / пер. с англ. Р. Ландсберг. М.: Работник просвещения, 1922. 152 с.

6. Килпатрик В. Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации / пер. с англ. Б. В. Бабина-Кореня. М.: Работник просвещения, 1930. 86 с.

7. Килпатрик В. Х. Метод проектов / пер с англ. М.: Просвещение, 1925. 236 с.

8. Килпатрик В. Х. Основы метода / пер. с англ. Н. Н. Ильина. М.: Нар. ком. прос. РСФСР, 1928. 115 с.

9. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / пер. с англ. С. Тюрберт; под ред. и с введ. А. У. Зеленко. М.: Новая Москва, 1926. 286 с.

10. Кочеткова У. Ю. История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании // Молодой учёный. 2018. № 26 (212). С. 160–162.

11. Паркхерст Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану / пер. с англ. Р. Ландсберг. М.: Новая Москва, 1924. 232 с.

12. Питт Дж. Метод проектов в преподавании технологии в средних школах Англии // Метод проектов в технологическом образовании школьников: Материалы Международного семинара. СПб.: Изд-во ОГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 16–20.

13. Питт Дж. От проектов до технологии: руководство для авторов // Учитель. 2002. № 2. С. 30–32.

14. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / под ред. Л. А. Евстратовой. М.: Издательский дом «Высшей школы экономики», 2018. 150 с.

15. Русских Г. А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. № 3. С. 21–32.


Рецензия

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)