Формирование общечеловеческих ценностей у студентов педагогических вузов при изучении дисциплин медико-биологического профиля
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-4-171-185
Аннотация
Цель. Рассмотреть роль комплекса дисциплин медико-биологического профиля при формировании общечеловеческих ценностей у студентов педагогических вузов.
Методология и методы исследования. В процессе достижения цели исследования использовались системный анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация и интерпретация научной информации, а также документированная экспертиза и сопоставление результатов анкетирования, тестирования, наблюдения. Основные положения исследования базируются на системном, аксиологическом и цивилизационном подходах.
Результаты исследования. В результате проведённого исследования были определены методологические подходы (системный, аксиологический, цивилизационный) к решению проблемы формирования у студентов педагогического вуза общечеловеческих ценностей при изучении дисциплин медико-биологического профиля. Уточнены основные базовые понятия. Дана характеристика дисциплин медико-биологического профиля при формировании общечеловеческих ценностей. Приведены результаты стартовой и итоговой диагностики сформированности у студентов общечеловеческих ценностей в процессе изучения дисциплин медико-биологического профиля.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана предметная характеристика содержания дисциплин медико-биологического профиля как необходимого условия формирования у студентов общечеловеческих ценностей, что способствует становлению у них готовности к здоровьеориентированной деятельности в образовательных организациях. Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов для оценивания сформированности у студентов общечеловеческих ценностей в процессе изучения дисциплин медико-биологического профиля.
Выводы. Проведённое исследование позволило сделать вывод о том, что целесообразно выстроенное содержание дисциплин медико-биологического профиля способствует формированию у студентов педагогического вуза общечеловеческих ценностей, таких, как жизнь, здоровье, человек, природа, отражающих нравственные, эстетические нормы и принципы, поведенческое значение человека. Названные ценности обусловливают становление готовности будущих педагогов к здоровьеориентированной работе в образовательных организациях.
Ключевые слова
Об авторах
З. И. ТюмасеваРоссия
Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
454080, г. Челябинск, пр-т. Ленина, д. 69
И. Л. Орехова
Россия
Орехова Ирина Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
454080, г. Челябинск, пр-т. Ленина, д. 69
Б. А. Артёменко
Россия
Артёменко Борис Александрович – кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования
454080, г. Челябинск, пр-т. Ленина, д. 69
Список литературы
1. Бачинин И. В., Боро.ина Е. Н., Погорелов С. Т. Формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания // Педагогическое образование в России. 2020. №3. С. 105–114. DOI 10.26170/po20-03-12.
2. Бездухов В. П., Воронцов А. В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям. Самара: Издательство Самарского государственного педагогического университета, 2002. 192 с.
3. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 544 с.
4. Васина О. Н. Структура и со.ержание опыта эмоционально-ценностного отношения сту.ентов вуза к объектам и явлениям окружающего мира // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. №1. С. 106–111. DOI 10.30853/ped20230006.
5. Гареева И. А., Конобейская А. В. Здоровый образ жизни студенческой молодёжи как социальная ценность и реальная практика (по материалам социологического исследования) // Власть и управление на Востоке России. 2020. №4 (93). С. 178–190. DOI 10.22394/1818-4049-2020-93-4-178-190.
6. Ивахненко Г. А. История исследований здоровья студентов в России: социологический анализ // Социология медицины. 2021. Т. 20. №1. С. 21–28. DOI 10.17816/1728-2810-20-1-23.
7. Ирхин В. Н., Макотрова Г. В., Кормакова В. Н. Технология формирования ценностного отношения подростков к здоровью средствами педагогического стимулирования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2024. №2 (232). С. 44–53. DOI 10.23951/1609-624X-2024-2-44-53.
8. Камбарова К. У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность // Моло.ой учёный. 2016. №11 (115). С. 1810–1812.
9. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиз.ат, 1977. 304 с.
11. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. №4. С. 15–26.
12. Николаева Е. И., Петрусевич А. А. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности // Педагогическое образование в России. 2021. №5. С. 61–66. DOI 10.26170/2079-8717_2021_05_07.
13. Обухова К. А., Пономарева Л. И., Ган Н. Ю. К вопросу о ценностном отношении к здоровью как философской категории // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. №1. С. 15–19.
14. Рачковская Н. А., Сероветникова С. А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. №2. С. 34–41.
15. Шмойлова Н. А., Каширский Д. В. Ценностное отношение к здоровью и саморазвитие личности // Психология и психотехника. 2020. №1. С. 68–77. DOI 10.7256/2454-0722.2020.1.31116.
16. Acharya Sh., Bhattacharya P. Universal Human Values In Educational Curriculum Of 21st Century // Educational Administration: Theory And Practice. 2024. №30 (3). Pp. 2015–2019. DOI:10.53555/kuey.v30i3.1785.
17. Kanyakumari S. Relevance of human values in the higher education // International Journal of Applied Research. 2021. №7 (12). Pp. 36–39.