Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Формирование лингвистической безопасности личности как условие воспитания молодёжи

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-3-18-29

Аннотация

Цель статьи. Рассмотреть опыт взаимодействия образовательных организаций с Городским ресурсным центром духовно-нравственного воспитания и гражданского образования г. Нижний Новгород и Нижегородской Митрополией Русской Православной Церкви по проблеме формирования лингвистической безопасности современной молодёжи и подготовки будущего учителя к овладению культурой речевого поведения.

 Методология и методы исследования. Основные положения проведённого исследования базируются на общенаучных и специальных лингводидактических подходах: аксиологическом, гуманистическом, субъектно-деятельностном, лингвокультурологическом и др. Для достижения поставленной цели использованы методы диалектики социального познания, анализа философской, психолингвистической и лингвистической литературы, синтеза и моделирования социально-культурных процессов, методы кейс-технологии.

Результаты. Опыт Ресурсного центра г. Нижнего Новгорода и проведение ежегодных конференций по актуальным проблемам духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания показывает положительные примеры для формирования лингвистической безопасности будущего педагога, способствует выработке концепции воспитания патриота и гражданина в едином образовательном пространстве школы и вуза. В ходе городской ежегодной конференции доказана актуальность проблемы формирования языковой культуры у обучающихся на разных уровнях и этапах как одной из форм воспитания молодёжи в контексте сохранения национальных ценностей.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Новизна исследования состоит в определении теоретических основ и сущностных характеристик лингвистической безопасности как компонента национальной сохранности и самобытности личности. Приводятся аргументы в пользу необходимости и важности понимания будущими педагогами владением словом, значимости культуры речевого общения для достижения результативного взаимодействия учителя со всеми субъектами образовательной организации. Обобщены социокультурные угрозы лингвистической безопасности как национальной сохранности нашего общества. Подчёркивается необходимость и ценность формирования просветительской культуры будущего педагога, его коммуникативной состоятельности, способности чётко формулировать свои мысли, излагать содержание доступным для собеседника языком, слушать и слышать собеседника, аргументированного отстаивать свою точку зрения, используя разнообразные техники и приёмы успешной коммуникации.

Выводы. Организация взаимодействия представителей разных органов образования, воспитания и духовно-нравственного развития личности современной молодёжи является сегодня актуальной и востребованной. Вопросы формирования лингвистической безопасности личности, сохранения русского языка как части национальной культуры требуют комплексного участия учебных заведений, общественности и государственных органов.

Об авторах

В. А. Малинин
НГПУ им. К. Минина

Малинин Валерий Анатольевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, математики, естественно-математического образования 

603950, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1



Г. В. Сороковых
Государственный университет просвещения
Россия

Сороковых Галина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков факультета романо-германской филологии 

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 2



С. М. Шестакова
Московская духовная академия

Шестакова Светлана Михайловна – кандидат философских наук, доцент кафедры церковно-практических дисциплин 

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Список литературы

1. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям: коллективная монография / В. П. Сергеева, Л. С. Подымова, Г. В. Сороковых, Е. И. Сухова, Е. А. Алисов, Л. И. Клочкова, И. С. Сергеева, Ю. В. Зиборова, А. А. Белов, Е. В. Зарубина. М.: Академия Минпросвещения России, 2013.168 с.

2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Rugram, 2013. 444 с.

4. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. 695 с.

5. Винокур Г. О. Культура языка. М.: Urss, 2006. 352 c.

6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 246 с.

7. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2017. 352 с.

8. Горлова Н. А., Курамшин С. Д. Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания школьников // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы ХХI века: сборник научных трудов / под ред. Е. И. Артамоновой, Г. Г. Еркибаевой, Л. П. Илларионовой. Выпуск 4. М.: Перспектива, 2020. С. 312–319.

9. Жигалев Б. А. Лингвистическая безопасность как фактор укрепления российской государственности // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2018. №41. С. 32–38.

10. Жигалев Б. А., Прохорова А. А. Лингвистическая безопасность России в модусе мультилингвизма // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2020. №9. С. 139–152. DOI 10.47388/2072-3490/lunn2020-si-139-152.

11. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Академия педагогических наук, 1958. 370 с.

12. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Urss, 2023.216 с.

13. Лурия А. Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2022. 320 с.

14. Малинин В. А., Повшедная Ф. В. Итоги деятельности городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования: результаты и перспективы // Материалы V-го круглого стола научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО: материалы Международной научно-практической конференции / Москва, 15 февраля 2022 года / под ред. С. Г. Сейранова, В. П. Губы, С. Д. Неверковича. М.: Спортивная книга, 2022. С. 80–84.

15. Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Пугачев А. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. №1 (38). URL: https://www.minin-vestnik.ru (дата обращения: 20.08.2024).

16. Сороковых Г. В., Зыкова А. В. Обучение средствам выражения экспрессивности французской речи // Иностранные языки в школе. 2012. №10. С. 14–20.

17. Сороковых Г. В., Шумейко Т. Н. Дискуссионно-просветительская культура студента как феномен профессиональной образовательной системы // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 41 (1). С. 102–110.

18. Шумейко Т. Н. Дискуссионно-просветительская культура иноязычной речи у обучающихся с ОВЗ // Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтничном ВУЗе : материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции / Москва, 26 апреля 2018 года / под ред. Л. Д. Торосян. М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2018. С. 215–219.


Рецензия

Просмотров: 174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)