Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ -ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХКАЧЕСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-4-118-129

Аннотация

Цель. Теоретически обосновать сущность и содержание социально-экологической ответственности технического специалиста и её значимость в его профессиональной деятельности. Процедура и методы. Авторами осуществлён теоретический анализ значимости социально-экологической ответственности на различных этапах инжиниринга и состояния проблемы формирования данного качества у обучающихся в процессе их подготовки в техническом университете. Результаты. Теоретический анализ показал, что особую значимость при подготовке технических специалистов к производственной деятельности приобретает формирование у них социально-экологической ответственности как важнейшего компонента профессионально значимого качества, влияющего на обеспечение экологической безопасности. Продуктивному формированию у обучающихся социально-экологической ответственности способствуют реализуемые в учебном процессе междисциплинарные дидактические модули дисциплин. Теоретическая и/или практическая значимость. Авторами разработана новая дефиниция «социально-экологическая ответственность технического специалиста» и обоснована её значимости, а также актуализирован опыт использования междисциплинарных дидактических модулей для формирования у обучающихся социально-экологической ответственности.

Об авторах

Е. Н. Чеканушкина
Самарский государственный технический университет
Россия


В. Н. Михелькевич
Самарский государственный технический университет
Россия


Список литературы

1. Авдеева А. П. Социально-психологическая диагностика образовательной среды технического университета // Евразийское научное объединение. 2015. № 5. С. 155-158.

2. Бусыгин А. Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Кн. 1. Ульяновск, 2003. 216 с.

3. Гаврилушкин С. А. Ответственность как профессиональное качество личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1 (15). С. 155-157.

4. Гаранина О. Д. Инженерная деятельность в контексте социальной ответственности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46). Ч. 4. С. 98-100.

5. Гаранина О. Д. Социальный контроль развития техники // Научный Вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 191. С. 50-54.

6. Емец Е. В., Михайлова Н. Н. Дидактический комплекс формирования дидактической ответственности студентов технического вуза // Фундаментальные исследования. 2012. № 3. Ч. 2. С. 273-276.

7. Лопухова Т. В., Зацаринная Ю. Н., Маргулис С. М. Личностные аспекты в подготовке специалистов // Евразийское научное объединение. 2018. № 2 (36). С. 184-186.

8. Мацеевич А. В., Фокина З. Т. Глобальный экологический кризис как результат безрассудной инженерно-технической деятельности // Евразийское научное объединение. 2015. № 9. С. 15-16.

9. Московчук Л. С., Орлова Н. Х. Становление инженерной этики в России // Дискурс. 2017. № 5. С. 3-9.

10. Тимощук Н. А., Чеканушкина Е. Н., Рябинова Е. Н. Метапредметный подход к формированию экологической компетентности у студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях бакалавриата // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. Специальный выпуск, посвящённый Всероссийской научной конференции с международным участием «Обеспечение национальной безопасности в контексте Евразийской интеграции». Вольск, 2017. С. 147-150.

11. Худобин Л. В., Киселев Е. С. Смазочно-охлаждающие жидкости для операций шлифования // Смазочно-охлаждающие технологические средства при механической обработке заготовок из различных материалов: тезисы докладов международной научно-технической конференции, 28-30 сентября. Ульяновск, 1993. С. 11-12.

12. Чабак Е. ЦБК на берегу Байкала [Электронный ресурс] // Леспроминформ. 2013. № 1 (91). URL: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=3000. (дата обращения: 28.06.2020).

13. Междисциплинарный подход к формированию экологической компетентности у студентов гуманитарных направлений бакалавриата / Е. Н. Чеканушкина, В. Н. Михелькевич, Е. Н. Рябинова, Н. А. Тимощук // Актуальные проблемы современной педагогической науки: сборник трудов IV Международной научно-образовательной конференции, 26 ноября 2016 г. Казань, 2016. С. 20-26.

14. Чеканушкина Е. Н. Стратегия метапредметности в формировании экологической компетентности студентов / Е. Н. Чеканушкина, Е. Н. Рябинова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психология-педагогика. 2018. № 1 (37). С. 163-172.

15. Punzi Vito L. A Social Responsibility Guide for Engineering Students and Professionals of all Faith Traditions: An Overview // Science and engineering ethics. 2018. Vol. 24. Iss. 4. P. 1253-1277.

16. Quadrado J. C. Higher education institutions as key players to ensure sustainable development goals / J. C. Quadrado, E. P. Ferreira, Y. Pokholkov, K. Zaitseva [Электронный ресурс] // Industry, Innovation, And Infrastructure for Sustainable Cities and Communities: Proceedings of the LACCEI international Multi-conference for Engineering, Education and Technology, Jamaica, July 24-26, 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/335733168_Higher_education_institutions_as_key_players_to_ensure_sustainable_development_goals (дата обращения: 28.06.2020).

17. Technological culture of future engineers in the context of modern socio-economic development of the society / E. Rubtsova, I. Bogolyubova, G. Starodubtseva, S. Lyubaya // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019. № 315 (2). P. 022-002.

18. Rulifson G., Bielefeldt A. R. Evolution of Students’ Varied Conceptualizations About Socially Responsible Engineering: A Four Year Longitudinal Study // Science and engineering ethics. 2019. Vol. 25. Iss. 3. P. 939-974.

19. Velazquez L., Munguia N., Zavala A. Industrial Engineering’s Perspective of CSR // Professionals’ perspectives of corporate social responsibility. 2009. P. 177-189.


Рецензия

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)