Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике советского периода
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-3-47-59
Аннотация
Актуальность исследования определяется необходимостью в процессе нравственно-патриотического воспитания сформировать у детей дошкольного возраста приверженность непреходящим духовно-нравственным идеалам и чувство принадлежности к многовековой отечественной истории и культуре.
Цель – исследовать в исторической ретроспективе отечественный педагогический опыт нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, что позволит плодотворно его использовать для проектирования моделей нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и организациях дополнительного образования детей.
Методы исследования. Ведущим методом является диалектический метод познания, заключающий в себе требование учёта целостности системы и взаимосвязи всех её сторон. В процессе исследования использованы комплекс методов общетеоретического уровня (анализ, синтез, обобщение, сравнение, актуализация, систематизация, и др.), а также эмпирический (метод экспертных оценок) и герменевтический методы, предусматривающие интерпретацию текстов.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что в работе были выявлены тенденции и закономерности в развитии идеи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в советский период отечественной истории на основе ретроспективного анализа исторических первоисточников и научно-педагогической литературы. Теоретически осмыслены и проанализированы характерные особенности становления и развития отечественной системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Развитие системы нравственно-патриотического воспитания детей рассматривается как процесс, детерминированный социокультурными и историко-педагогическими факторами, а также как процесс, стимулирующий социально-экономическое и культурное развитие страны. Осуществлённый анализ опыта развития педагогической идеи нравственно-патриотического воспитания содействует совершенствованию подходов, форм и методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.
Результаты. Результатом данного исследования является представление о становлении и развитии отечественной системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста как о последовательном процессе накопления научно-педагогического знания и практического опыта с учётом специфики социокультурных и политических особенностей всех этапов отечественной истории советского периода. Развитие идеи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста происходило в условиях полиэтнического и поликультурного общества, что определило содержание, формы, методы и средства данного направления воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях.
Выводы. Анализ исторической ретроспективы становления педагогической идеи нравственно-патриотического воспитания в советский период отечественной истории показал, что в условиях смены общественной формации наиболее эффективным является проектирование моделей патриотического воспитания детей, начиная с периода дошкольного детства как составной части нравственного воспитания. В отечественной педагогике дошкольного образования советского периода происходила глубокая разработка средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников, таких как изобразительное искусство, литература, музыка, народный фольклор, природа родного края, народные традиции и т. п.; красной нитью проходила идея опоры на общечеловеческие ценности и на культивирование эмоций и чувств ребёнка.
Об авторах
В. И. ДемковичРоссия
Виктория Иосифовна Демкович, аспирант
факультет дошкольной педагогики и психологии
кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста
119991
ул. Малая Пироговская, д. 1/1
Москва
Н. А. Рачковская
Россия
Надежда Александровна Рачковская, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
Институт международного образования
кафедра социально-гуманитарных дисциплин
125080
Волоколамское шоссе, д. 11
Москва
Список литературы
1. Бенкен А. Естествознание в дошкольном возрасте // На путях к новой школе. 1924. № 9. С. 27–32.
2. Волобуева Л. М., Комиссарова Л. Н., Парамонова М. Ю. Развитие научных педагогических направлений на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ: вековая история // Педагогическое образование и наука. 2021. № 4. С. 85–94.
3. Демкович В. И., Рачковская Н. А. Психологические механизмы развития эстетического вкуса и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции / Тверь, 26–28 марта 2020 г. Тверь: Тверской государственный университет, 2020. С. 68–72.
4. Живое слово и книжка в дошкольной работе : сборник / под ред. Р. И. Прушицкой, Е. А. Флериной, Э. В. Яновской. Москва: Государственное издательство, 1928. 160 с.
5. Залкинд А. Б. Речь на первом педологическом съезде // На путях к новой школе. 1928. № 1. С. 131–134.
6. Зеленко А. Опыт дворовой детской площадки для дошкольников // На путях к новой школе. 1925. № 6. С. 106–113.
7. Коротаева Е. В. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста : монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. 132 с.
8. Крупская Н. К. Вопросы, стоящие перед IV съездом дошкольного воспитания // Крупская Н. К. Педагогические сочинения : в 10 т. Т. 6. Москва: Издательство Академии педагогических наук, 1959. 464 с.
9. Лабыгина А. В. Концепции гражданско-патриотического воспитания в трудах представителей отечественной педагогической мысли XIX века // Проблемы современного образования. 2021. № 2. С. 114–124.
10. Луначарский А. В. К IV В сероссийскому съезду по дошкольному воспитанию // На путях к новой школе. 1928. № 10–11. С. 111–115.
11. Макаренко А. С. Книга для родителей. Москва: АСТ, 2023. 512 с.
12. Менджерицкая Д. В. Ближайшие задачи в области кино для детей // На путях к новой школе. 1927. № 3. С. 5–15.
13. Розанов И. Н. Пути и формы вовлечения детей и подростков в работу над трудовой культурой // На путях к новой школе. 1927. № 4. С. 15–29.
14. Самсонюк Н. Ф. Народные пословицы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста : дис. … канд. пед. наук. Москва, 1983. 194 с.
15. Тельнова Ж. Н., Малашенкова В. Л., Мякишева М. В. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15. № 4. С. 156–166.
16. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт человеческой антропологии // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 1. Москва: Гранд Файр пресс, 2004. С. 37-574.
17. Флерина Е. А. Можно ли рисовать дошколятам с натуры? // Дошкольное образование. 1931. № 12. С. 36–39.
18. Халикова Р. Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста : дис. …канд. пед. наук. Москва, 1984. 152 с.
19. Цибульникова В. Е., Захарова Л. А. Опережающие педагогические идеи А. С. Макаренко и их реализация в управлении современным образовательным процессом // Образование в России и актуальные вопросы современной науки : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2020. С. 179–184.
Дополнительные файлы
|
1. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Посмотреть
(2MB)
|
Метаданные ▾ |
|
2. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Посмотреть
(2MB)
|
Метаданные ▾ |