СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СТРАНАХ ЗАПАДА И В КИТАЕ
Abstract
Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в сравнении путей развития систем тестирования по иностранным языкам в Америке, Европе и России, с одной стороны, и в Китае, с другой стороны, что должно помочь найти причину затруднений, которые часто испытывают китайские учащиеся при выполнении тестовых заданий по русскому языку.
Цель. 1) выявление особенностей, присущих тестированию как методу контроля в китайской педагогике; 2) конструирование эффективной модели использования тестовых заданий в качестве одного из средств обучения и контроля на уроке по русскому языку как иностранному в китайской аудитории.
Методы исследования. 1) теоретические: анализ, синтез, моделирование; 2) практические: а) наблюдение; б) беседы с преподавателями и учащимися.
Научная новизна / теоретическая и практическая значимость. Научная новизна состоит в подробном описании восприятия тестовых технологий как средства обучения и контроля китайскими методистами и учащимися; это описание основано не только на анализе специфики развития и восприятия теста как формы контроля в Китае, но и на личном опыте автора статьи, китайских и российских педагогов. Практическая ценность заключается в разработке модели использования тестовых заданий на занятиях по русскому языку в китайской аудитории.
Результаты исследования. Полученные нами результаты помогли нам выделить основные особенности работы с тестовыми материалами в китайской аудитории, создать оптимальную модель использования тестов с учётом особенностей психологии китайских учащихся и используемых в Китае методик тестирования.
Выводы. Используемая в российской парадигме преподавания русского языка как иностранного методика тестирования по РКИ является достаточно сложной для китайских учащихся. Это связано с особенностями их психологии, а также со сформировавшимся в Китае отношением к тестам как к способу унификации контроля, а не как к методу комплексной проверки знаний, что характерно для западного подхода к тестированию. В связи с этим подготовка китайских учащихся к тестированию по РКИ требует больше времени и усилий, чем подготовка учащихся из других стран.
References
1. Vatlina T.N., Demchinskaya E.A. Istoriya testovogo metoda proverki znanij // Nauchno-obrazovatel'nyj potencial kak faktor nacional'noj bezopasnosti: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 12 maya 2021 g. — Belgorod: OOO «Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI)», 2021. — pp. 115-119.
2. Gaidukova O.V., Markina N.A. Nekotorye osobennosti vospriyatiya i usvoeniya tekstovoj informacii kitajskimi obuchayushchimisya na nachal'nom etape // III Mezhdunarodnyj kongress prepodavatelej i rukovoditelej podgotovitel'nyh fakul'tetov (otdelenij) vuzov RF "Dovuzovskij etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptaciya, socium, special'nost'. IV Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya "Aktual'nye voprosy realizacii obrazovatel'nyh programm na podgotovitel'nyh fakul'tetah dlya inostrannyh grazhdan": sbornik statej, Moskva, 16–18 oktyabrya 2019 goda. – M: Gos.IRYA im. A.S. Pushkina, 2019. – pp. 126-129.
3. Gaidukova O.V., Markina N.A., SHurupova I.V. Problemy kompleksnogo obucheniya inostrannyh slushatelej na podgotovitel'nom fakul'tete // Dovuzovskij etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptaciya, socium, special'nost'. Aktual'nye voprosy realizacii obrazovatel'nyh programm na podgotovitel'nyh fakul'tetah dlya inostrannyh grazhdan: Sbornik materialov V Mezhdunarodnogo kongressa prepodavatelej i rukovoditelej podgotovitel'nyh fakul'tetov (otdelenij) vuzov RF i VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 17–20 noyabrya 2021 goda. – M: Gos.IRYA im. A.S. Pushkina, 2022. — pp. 114-118.
4. Markina N.A., SHurupova I.V. K probleme obucheniya kitajskih studentov russkomu yazyku na nachal'nom etape // Russkij yazyk v global'nom nauchnom i obrazovatel'nom prostranstve: Sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa. V 3-h chastyah, Moskva, 06–10 dekabrya 2021 goda / M.N. Ruseckaya (gl. red.), M.A. Osadchij (otv. red.). CHast' II. – M: Gos.IRYA im. A.S. Pushkina, 2021. – pp. 322-325.
5. Muhammad L.P. Konstruirovanie optimal'noj modeli uchebnogo processa po inostrannomu yazyku v sovremennyh usloviyah // Vestnik pedagogicheskih nauk. – 2022. – № 8. – pp. 47-52.
6. Tan V., Kalinovskaya M.M. Testologicheskaya kompetenciya kak vazhnyj komponent v professional'noj deyatel'nost i prepodavatelya RKI // Mir bez granic: russkij yazyk kak inostrannyj v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve vol. 2.0: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Pskov, 19–21 dekabrya 2019 goda. – Pskov: Pskovskij gosudarstvennyj universitet, 2020. – pp. 322-326.
7. Cao No. Bank testovyh zadanij: struktura, soderzhanie i trebovaniya // Gumanitarnye i social'nye nauki, 2018. — №1. — pp. 224-229.
8. CHatoeva Z.B. Tipologicheskaya harakteristika testovyh zadanij dlya formirovaniya i razvitiya kompetencij pri ovladenii russkim yazykom kak inostrannym // vestnik OGU, 2021. — №2 (230). — pp. 58-64.
9. Alderson J. C. Innovation in language testing: Can the micro-computer help? [R]. Special Report No.1: Language Testing Update. English Language Institute, University of Lancaster, 1988.
10. Davies A. Demands of being professional in language testing [J]. Language Testing, 14(3), 1997. — pp. 328–339.
11. He L. & Qi L. Gui Shichun: Founding father of language testing in China [J]. Language Assessment Quarterly, 7(4), 2010. — pp. 359–371.
12. Zhang Quan. "From GITEST to RASCH-GZ — Inheritance and Development of Rasch-based Research in China” International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE), vol 9, no. S1, 2022. — pp. 1-7.