Профессиональные дефициты педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2023-1-121-132
Аннотация
Актуальность. Профессиональное развитие педагогических работников - сложный многоступенчатый и многоуровневый процесс. Профессионализм, компетентность связаны с качеством приобретаемых общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, направленных на решение профессиональных задач. Процесс профессионального становления связан и с некоторыми затруднениями, обусловленными внешними и внутренними факторами. В научной литературе для описания данного феномена используют понятие «профессиональные дефициты». В статье мы рассмотрим аспекты сущности и содержания профессиональных дефицитов в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними, что связано с качеством образования.
Цель исследования - теоретически и практически обосновать профессиональные дефициты педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними в условиях профессионального образования на уровне магистратуры.
Методы исследования: анализ, синтез, анализ научно-методической литературы по профилю профессиональной деятельности, кейс-метод, документарная экспертиза, методика самооб- следования профессиональных дефицитов педагога (С. В. Смирнова, А. К. Киселева).
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Процесс профессионального педагогического образования будет эффективным, если учитывать особенности достижения высокого уровня компетентности педагогических работников в сфере воспитательной работы. Качество профессионального образования и практической деятельности специалистов зависит от своевременно выявленных профессиональных дефицитов в сфере воспитательной работы. В работе дана характеристика профессиональных дефицитов с учётом авторского подхода, а также на основе анализа отечественных и зарубежных исследований по обозначенной научной проблеме. Практическая значимость исследования заключается в возможности совершенствования содержания рабочих программ дисциплин по формированию и развития необходимой компетентностной модели обучающихся на уровне магистратуры.
Результаты исследования. Обоснованы профессиональные риски возникновения профессиональных дефицитов у педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними. Подобраны диагностические инструменты по выявлению профессиональных дефицитов обучающихся и опытных педагогических работников. Определены направления профессионального трека развития по преодолению профессиональных дефицитов заместителей директора по воспитательной работе (с обучающимися магистерской программы).
Выводы. Проведённое исследование по изучению профессиональных дефицитов педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними позволяет сформулировать следующие выводы: 1. Согласно результатам самоанализа обучающихся причинами возникновения профессиональных дефицитов в воспитательной работе с несовершеннолетними являются: минимальный или нулевой опыт, «размытый» функционал сотрудника, отсутствие обратной связи с непосредственным руководством, низкий уровень мотивации сотрудника, «ложная» поддержка педагогического коллектива, формальный подход к деятельности. 2. Профессиональные дефициты в воспитательной работе с несовершеннолетними необходимо предупреждать через профессиональное образование, дополнительное образование, самообразование и саморазвитие педагога. 3. Профессиональные дефициты педагога зависят как от внешних, так и внутренних факторов. Большое значение играют профессиональная мотивация сотрудников образовательного учреждения, общая организационная и корпоративная культура, создание организационно-педагогических условий непрерывного педагогического образования. 4. Возникновение профессиональных дефицитов у педагогов является предпосылкой профессионального выгорания и профессиональных деформаций в связи с затруднениями выполнения педагогических задач повышенной сложности. 5. Профессиональные дефициты - норма профессиональной деятельности, «точка профессионального роста». Педагогическая рефлексия способствует профессиональному самосовершенствованию.
Об авторе
Е. Н. ПриступаРоссия
Приступа Елена Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии семейного образования
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Список литературы
1. Адольф В. А., Башкеева З. К., Степанова И. Ю. Новые компетенции педагога для нового ученика: коллективная монография [Электронный ресурс]. Красноярск: Красноярский государственный университет им. В. П. Астафьева, 2017. 1 электрон. опт. диск (СД-РОМ).
2. Вороткова И. Ю., Усачева А. В. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 105-112.
3. Геворкян Е. Н., Иоффе А. Н., Шалашова М. М. Диагностика педагога: от контрольного измерения к определению дефицитов для профессионального роста // Педагогика. 2020. № 1. С. 74-86.
4. Глузман Н. А., Горбунова Н. В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. Москва: ИНФРА-М, 2019. 311 с.
5. Дудина О. П. Мониторинг профессиональных дефицитов как средство формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов профессиональных образовательных организаций // Достижения науки и образования. 2020. № 14 (68). С. 52-54.
6. Еремина А. П., Кожина Н. В. Профессиональные ценности педагога в условиях современного образования // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 1-3 (62). С. 195-199.
7. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1967. 183 с.
8. Кузьмина Н. В., Реан А. Л. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск: Научно-исследовательский центр развития творчества молодёжи, 1993. 54 с.
9. Малышева А. В., Кожакина С. О., Шрамкова О. В. Диагностика профессиональных компетентностных дефицитов как основной фактор оптимизации дополнительного профессионального образования педагогов // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 3 (19). С. 112-117.
10. Морозова Н. В., Нуртдинова Л. Р., Пушкарев А. В. Психологические механизмы развития профессиональной компетентности педагогов: монография. Москва: Спутник+, 2020. 118 с.
11. Ноженкина О. С. Соответствие уровней профессиональной рефлексии и компонентов профессиональной деформации личности в ракурсе изучения профессиональных ценностей педагога // Евразийское научное объединение. 2015. № 10 (10). Т. 2. С. 150-152.
12. Смирнова С. В., Киселева А. К. Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 3 (32). С. 29-34.
13. Фетисов А. С. Системообразующая доминанта формирования профессиональных качеств педагога в системе повышения квалификации: монография. Воронеж: Научная книга, 2019. 240 с.
14. Ямбург Е. А. Профессионализм педагога. Ответы на вызовы современности. Москва: Просвещение, 2022. 253 с.
15. Karaolis A., Philippou G. N. Teachers' Professional Identity // Affect and Mathematics Education: ICME-13 Monographs. London: Springer; Cham, 2019. P. 397-417.
16. Kennedy А. Models of Continuing Professional Development: a framework for analysis // Journal of In-Service Education. 2005. № 2. Vol. 31. P. 235-250.
17. Smirnov E. I. Case tests as a tool for identifying of teacher's professional deficits in the interpretation of complex knowledge // Perspectives of Science and Education. 2022. № 4 (58). P. 557-577.