Специфика ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников в техническом вузе
Аннотация
Актуальность исследования вызвана необходимостью раскрыть специфику использования ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников, проводимых в техническом университете.
Цель данной работы – обобщить и проанализировать опыт включения ситуационных задач в олимпиады по математике, показать связь предлагаемых для решения ситуационных задач не только с математикой, но и знаниями, полученными в процессе изучения других школьных предметов, таких как физика, информатика; показать связь тематических заданий с профориентацией технического университета имени Н.Э. Баумана на космическую отрасль.
Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: диалектический, анализ и синтез, сравнение и аналогия, системный, сравнительный анализ, статистические методы.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Показана связь олимпиадных ситуационных задач по математике в техническом вузе с выявлением одаренных школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способные к техническому творчеству и инновационному мышлению. Указана значимость заданий в формировании у школьников представление о математике как фундаментальной дисциплине, применение методов и средств которой позволяет решать прикладные, в том числе и профессиональные задачи.
Результаты исследования. На основе обобщения полученных результатов доказана целесообразность использования ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников в техническом вузе. Решая ситуационные задачи, учащийся комплексно работает с информацией, поэтапно совершая интеллектуальные операции, используя при этом как предметные, так и межпредметные и метапредметные знания. Знакомство с такого рода заданиями способствует формированию у обучаемого интереса к предмету и росту мотивации по его изучению. Выявлены и проанализированы основные ошибки, возникающие при решении ситуационных задач.
Выводы. Делается вывод о важности включения в математические олимпиады школьников ситуационных задач, способствующих получению профессионально значимых знаний в техническом вузе.
Об авторах
Елена Александровна ВласоваРоссия
Каф. Прикладая математика, доцент, канд. физ.-мат. наук
SPIN-код: 58500-9800
Владимир Семенович Попов
Россия
Каф. Прикладая математика, доцент, канд. физ.-мат. наук
SPIN-код: 8780-2898
Светлана Ивановна Шишкина
Каф. Прикладая математика, доцент, канд. технических наук
SPIN-код: 1442-2453
Список литературы
1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
2. Виноградова М. В. Повышение уровня математических знаний с использованием контекстных задач / М. В. Виноградова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – №3(28). – С. 64-66.
3. Демидова М. Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании / М. Демидова // Народное образование. — 2008. — № 4.
4. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся // Уроки Лихачева: метод. рекомендации для учителей средних школ / Ком. по образованию, Междунар. благотвор. фонд им. Д.С. Лихачева, С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования; сост. О.Е. Лебедев. СПб.: Бизнес-пресса, 2006. С. 99–109.
5. Келдибекова А.О. О подходах к оценке решения задач математических олимпиад школьников [Электронный ресурс] // Международный электронный научный журнал «Перспективы Науки и Образования». 2019. № 5(41). С. 324-344. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-podhodah-k-otsenke-resheniya-zadach-matematicheskih-olimpiad-shkolnikov/viewer (дата обращения: 28.11.2021).
6. Константинова Т. Н. Контекстные задачи как средство формирования приемов математического моделирования у учащихся общеобразовательной школы / Т. Н. Константинова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №1(44). – С. 30-32.
7. Лебедев О.Е. Ситуационные задачи: что они могут изменить в учебном процессе? // Учимся вместе решать проблемы. Ч. 1: Образование и культура. – СПб., 2004. – С. 12-13.
8. Павленко У. К. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения http://www.science-education.ru/pdf/2012/2/457.pdf
9. Панишева О.В., Логинов А.В. Открытая олимпиада как средство математического просвещения школьников [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. № 1. С. 110-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytaya-olimpiada-kak-sredstvo-matematicheskogo-prosvescheniya-shkolnikov/viewer (дата обращения: 28.11.2021).
10. Приходько М.А., Смирнова О.Б. Ситуационные задачи как средство интеграции фундаментальных и специальных знаний // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN318.pdf
11. Приходько М.А., Смирнова О.Б. О применении ситуационных задач в развитии логической культуры обучающихся // Актуальные вопросы математического образования: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 26 февраля – 3 марта 2018 г. / бюджет. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; отв. ред. Н.В. Суханова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2018. – С. 128-135.
12. Смирнова О.Б., Приходько М.А. О построении информационной структуры ситуационных задач на основе внутрипредметных связей для повышения эффективности обучения математике в вузе [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 1(144). С. 59-63. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42348867_40466134.pdf (дата обращения: 28.11.2021).
13. Суровцева, В. А. Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования / В. А. Суровцева. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 48-57. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1266/ (дата обращения: 04.12.2022).
14. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учеб. пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Школьная пресса, 2002. – 208 с.
15. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компопонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64. 4.
16. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
17. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 12 декабря.
18. Шкерина Л.В., Берсенева О.В., Журавлева Н.А., Кейв М.А. Метапредметная олимпиада для школьников: новый подход к оцениванию метапредметных универсальных учебных действий обучающихся [Электронный ресурс] // Международный электронный научный журнал «Перспективы Науки и Образования». 2019. № 2(38). С. 194-211. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnaya-olimpiada-dlya-shkolnikov-novyy-podhod-k-otsenivaniyu-metapredmetnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya/viewer (дата обращения: 28.11.2021).
Дополнительные файлы
![]() |
1. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Скачать
(121KB)
|
Метаданные ▾ |
|
2. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Посмотреть
(1MB)
|
Метаданные ▾ |
![]() |
3. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Скачать
(283KB)
|
Метаданные ▾ |