Preview

Moscow Pedagogical Journal

Advanced search

Специфика ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников в техническом вузе

Abstract

Актуальность исследования вызвана необходимостью раскрыть специфику использования ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников, проводимых в техническом университете.

Цель данной работы – обобщить и проанализировать опыт включения ситуационных задач в олимпиады по математике, показать связь предлагаемых для решения ситуационных задач не только с математикой, но и знаниями, полученными в процессе изучения других школьных предметов, таких как физика, информатика; показать связь тематических заданий с профориентацией технического университета имени Н.Э. Баумана на космическую отрасль.

Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: диалектический, анализ и синтез, сравнение и аналогия, системный, сравнительный анализ, статистические методы.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Показана связь олимпиадных ситуационных задач по математике в техническом вузе с выявлением одаренных школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способные к техническому творчеству и инновационному мышлению. Указана значимость заданий в формировании у школьников представление о математике как фундаментальной дисциплине, применение методов и средств которой позволяет решать прикладные, в том числе и профессиональные задачи.

Результаты исследования. На основе обобщения полученных результатов доказана целесообразность использования ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников в техническом вузе. Решая ситуационные задачи, учащийся комплексно работает с информацией, поэтапно совершая интеллектуальные операции, используя при этом как предметные, так и межпредметные и метапредметные знания. Знакомство с такого рода заданиями способствует формированию у обучаемого интереса к предмету и росту мотивации по его изучению. Выявлены и проанализированы основные ошибки, возникающие при решении ситуационных задач.

Выводы. Делается вывод о важности включения в математические олимпиады школьников ситуационных задач, способствующих получению профессионально значимых знаний в техническом вузе.

 

About the Authors

Елена Власова
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана
Russian Federation


Владимир Попов
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана
Russian Federation


Светлана Шишкина
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана


References

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.

2. Виноградова М. В. Повышение уровня математических знаний с использованием контекстных задач / М. В. Виноградова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – №3(28). – С. 64-66.

3. Демидова М. Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании / М. Демидова // Народное образование. — 2008. — № 4.

4. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся // Уроки Лихачева: метод. рекомендации для учителей средних школ / Ком. по образованию, Междунар. благотвор. фонд им. Д.С. Лихачева, С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования; сост. О.Е. Лебедев. СПб.: Бизнес-пресса, 2006. С. 99–109.

5. Келдибекова А.О. О подходах к оценке решения задач математических олимпиад школьников [Электронный ресурс] // Международный электронный научный журнал «Перспективы Науки и Образования». 2019. № 5(41). С. 324-344. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-podhodah-k-otsenke-resheniya-zadach-matematicheskih-olimpiad-shkolnikov/viewer (дата обращения: 28.11.2021).

6. Константинова Т. Н. Контекстные задачи как средство формирования приемов математического моделирования у учащихся общеобразовательной школы / Т. Н. Константинова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №1(44). – С. 30-32.

7. Лебедев О.Е. Ситуационные задачи: что они могут изменить в учебном процессе? // Учимся вместе решать проблемы. Ч. 1: Образование и культура. – СПб., 2004. – С. 12-13.

8. Павленко У. К. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения http://www.science-education.ru/pdf/2012/2/457.pdf

9. Панишева О.В., Логинов А.В. Открытая олимпиада как средство математического просвещения школьников [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. № 1. С. 110-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytaya-olimpiada-kak-sredstvo-matematicheskogo-prosvescheniya-shkolnikov/viewer (дата обращения: 28.11.2021).

10. Приходько М.А., Смирнова О.Б. Ситуационные задачи как средство интеграции фундаментальных и специальных знаний // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN318.pdf

11. Приходько М.А., Смирнова О.Б. О применении ситуационных задач в развитии логической культуры обучающихся // Актуальные вопросы математического образования: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 26 февраля – 3 марта 2018 г. / бюджет. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; отв. ред. Н.В. Суханова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2018. – С. 128-135.

12. Смирнова О.Б., Приходько М.А. О построении информационной структуры ситуационных задач на основе внутрипредметных связей для повышения эффективности обучения математике в вузе [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 1(144). С. 59-63. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42348867_40466134.pdf (дата обращения: 28.11.2021).

13. Суровцева, В. А. Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования / В. А. Суровцева. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 48-57. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1266/ (дата обращения: 04.12.2022).

14. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учеб. пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Школьная пресса, 2002. – 208 с.

15. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компопонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64. 4.

16. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

17. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 12 декабря.

18. Шкерина Л.В., Берсенева О.В., Журавлева Н.А., Кейв М.А. Метапредметная олимпиада для школьников: новый подход к оцениванию метапредметных универсальных учебных действий обучающихся [Электронный ресурс] // Международный электронный научный журнал «Перспективы Науки и Образования». 2019. № 2(38). С. 194-211. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnaya-olimpiada-dlya-shkolnikov-novyy-podhod-k-otsenivaniyu-metapredmetnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya/viewer (дата обращения: 28.11.2021).


Supplementary files

1. Неозаглавлен
Subject
Type Other
Download (121KB)    
Indexing metadata ▾
2. Неозаглавлен
Subject
Type Other
View (1MB)    
Indexing metadata ▾
3. Неозаглавлен
Subject
Type Other
Download (283KB)    
Indexing metadata ▾

Review

Views: 16


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)