Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Образовательная среда в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе: комплекс компонентов

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-3-47-56

Аннотация

Цель. Выявить содержание основных компонентов образовательной среды в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, для чего анализируется понятие образовательной среды, определяются основные направления и соответствующие подходы к моделированию образовательной среды. Авторами был предложен оптимальный комплекс компонентов образовательной среды для обучения иностранному языку в неязыковом вузе, таких как социальный, субъектный, предметный, технологический.

Процедура и методы исследования. Методами исследования явились: теоретический анализ научных публикаций; обобщение концептуальных подходов к формированию образовательной среды в рамках дисциплины «Профессиональный иностранный язык (английский)»; мониторинг учебной деятельности студентов в области иностранного языка.

Результаты исследования. Авторы статьи пришли к выводу, что для функционирования эффективной образовательной среды, которая будет способствовать совершенствованию процесса обучения иностранным языкам, необходим комплексный подход. Задача преподавателя иностранного языка неязыкового вуза заключается в развитии у студентов стратегий овладения профессиональным иностранным языком и приёмами самостоятельной учебной деятельности в условиях интернет-среды. Для успешного решения проблемы организации образовательной среды в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе необходимо правильно осуществлять взаимодействие между преподавателем и студентами.

Теоретическая и / или практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволят в дальнейшем управлять изменениями образовательной среды на основе планирования учебного процесса по иностранным языкам с учётом определённых педагогических условий.

Об авторах

Б. Г. Солдатов
Донской государственный технический университет
Россия

Солдатов Борис Георгиевич – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Мировые языки и культуры»

344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1



Н. В. Солдатова
Российская таможенная академия, Ростовский филиал
Россия

Солдатова Наталья Викторовна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков 

344002, г. Ростов-на-Дону, пр-т Будённовский, д. 20



Список литературы

1. Баластов А. В., Соколова Э. Я. Особенности современной образовательной среды при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6 (72). Ч. 3. С. 185–188.

2. Бородич С. А., Тепляковская А. Н. Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф., Краснодар, 20–23 февраля 2016 г. / под ред. И. Г. Ахметова. Краснодар: Новация, 2016. С. 235–237.

3. Демчук О. В. Инновационная информационно-образовательная среда в современном пространстве вуза // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2016. № 182. С. 103–108.

4. Журбенко Н. Л. Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах // Мир науки (электронный научный журнал). 2018. № 2. Т. 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN218.pdf (дата обращения: 29.04.2020).

5. Исупова М. М. К вопросу о дистанционном обучении иностранным языкам // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сборник научных трудов. Вып. 4. 2016. С. 114–121.

6. Камышева Е. Ю. Информационно-образовательная среда вуза в обучении профильно-ориентированному иностранному языку: сущность, содержание, функции // Научный диалог. 2017. № 5. С. 373–385. DOI:10.24224/22227-1295-2017-5-373-385.

7. Кирьякова О. В., Янкина О. Е. Учебное задание как средство формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования (на примере дисциплины «Иностранный язык») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 3. С. 207–210.

8. Курбонов А. М. Роль дистанционного обучения иностранным языкам // Молодой учёный (электронный научный журнал). 2015. № 8. URL: https://moluch.ru/archive/88/17038/ (дата обращения: 29.04.2020).

9. Молчанская О. Я. Формирование учебной автономии студентов с использованием образовательных онлайн-платформ в процессе обучения иностранному языку // Преподаватель XXI века. 2017. № 4. С. 108–115.

10. Ольховик Н. Г., Липатова Е. Г. Развитие навыков цифрового профессионализма как условие подготовки конкурентоспособного специалиста // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: сборник статей Междунар. научн.-практич. конф., Брянск, 30 ноября 2018 г. / под ред. Н. А. Кулагиной. Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2018. С. 362–365.

11. Поздеев И. М. Применение системы обучения MOODLE в преподавании дисциплин [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.intergu.ru/?main=downloadandid=1031 (дата обращения: 29.08.2020).

12. Рахимова Т. А. Трансформация образовательной среды в процессе обучения иностранному языку в вузе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018. № 2 (20). С. 48–53.

13. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Моделирование профессиональной деятельности как условие эффективного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Вектор Науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 42–47.

14. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Балльная оценка успеваемости студентов по дисциплине «Иностранный язык» как средство активизации познавательной деятельности // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (36). С. 109–114.

15. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Факторы формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения иностранных языков // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (32). С. 120–126.

16. Титова С. В., Харламенко И. В. Информационно-коммуникационная компетенция учителей и преподавателей иностранных языков: структура, уровни, способы формирования // Иностранные языки в школе. 2018. № 8. С. 2–7.

17. Филяровская Н. Н. Образовательная среда как фактор, определяющий условие успешности [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/312888/ (дата обращения: 03.09.2020).

18. Цибульникова В. Е., Хоптинская А. А. Качество здоровьесберегающей образовательной среды: уровни сформированности, показатели и критерии оценки // Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. С. 11–13.

19. Broadbent J. Comparing online and blended learner’s self-regulated learning strategies and academic performance // Internet and Higher Education. 2017. No. 33(1). P. 24–32.

20. Hutchinson L., McAlister-Shields L. Culturally Responsive Teaching: Its Application in Higher Education Environments // Education Sciences. 2020. No. 10 (5). P. 124. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci10050124

21. Kim J., Maloney E. Learning Innovation and the Future of Higher Education. John Hopkins University Press, 2020. 232 p.

22. Moore J. L., Dickson-Deane C., Galyen K. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? // Internet and Higher Education. 2011. No. 14 (2), P. 129–135.

23. Revyakina N., Soldatov B., Soldatova N. Developing Linguistically and Culturally Diverse Students Competence: Research and Teaching Practice. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 73 p.

24. Tin T. B. Stimulating Student Interest in Language Learning: Theory, Research and Practice // TESOL Quarterly. 2017. Vol. 51. № 4. P. 988–990.


Рецензия

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)