Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Моделирование индивидуального образовательного маршрута учащегося как технология деятельности современного педагога

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-4-33-45

Аннотация

Актуальность исследования связана с усилением интереса к вопросам индивидуализации обучения как одного из условий результативности современного образования. Возрастает значение моделирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы как технологии деятельности современного педагога с современными детьми. В связи с этим особую актуальность приобретает теоретическое обоснование востребованной педагогической технологии – моделирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Цель исследования – раскрыть сущность и структуру моделирования индивидуального образовательного маршрута учащегося как технологии современного педагога.
Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ педагогической литературы, диссертационных исследований, научных статей, связанных с моделированием индивидуальных образовательных маршрутов. Применялась структуризация при построении технологии моделирования как выделение научно-обоснованных компонентов индивидуального образовательного маршрута. При проведении исследования использованы теоретические методы – обобщение, анализ, сравнение и сопоставление, педагогическое моделирование, а также практические – тестирование, анкетирование, опросы, экспертиза, анализ продуктов деятельности учащихся и программно-методического обеспечения педагогической деятельности.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость состоит в определении теоретических оснований моделирования индивидуального образовательного маршрута учащихся: базовые понятия, подходы (индивидуально-ориентированный, системный, деятельностный), групп и принципов (моделирования, маршрутизации, дистанционного обучения), а также компоненты технологии моделирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы в условиях дистанционного обучения (целевой, концептуальный, диагностический, организационно-деятельностный, результативный).
Выводы. Научно обоснована технология моделирования индивидуального образовательного маршрута учащихся. Выделены подходы, принципы технологии, показана взаимосвязь компонентов технологии моделирования. По итогам апробации представлена структура технологии моделирования индивидуальных образовательных маршрутов, обоснованы особенности её практического применения в педагогической практике образовательных организаций.

Об авторах

Н. В. Гарашкина
Московский государственный областной университет
Россия

Гарашкина Наталья Владимировна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Н. Н. Дубровина
Владимирский институт развития образования имени Л. И. Новиковой
Россия

Дубровина Нина Николаевна – заведующий кафедрой цифрового образования и информационной безопасности 

600001, Владимирская обл., г. Владимир, пр-т Ленина, д. 8а



Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь Героями Духа. Москва: Амрита-Русь, 2018. 80 с.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Академия: Смысл, 2007. 528 с.

3. Байдин Д. И. Сущность индивидуальной траектории развития обучающегося и методы ее построения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 2 (66). С. 88–104.

4. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Москва: Издательство Московского психолого-педагогического института; Воронеж: МОДЭК, 2002. 352 с.

5. Галацкова И. А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. 24 с.

6. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Интеграция синхронного и асинхронного форматов обучения студента как направление цифровизации высшего образования // Гуманизация образования. 2021. № 1. С. 15.

7. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). Москва: Совершенство, 1998. 605 с.

8. Журавлева О. Б., Крук Б. И. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов. Москва: Горячая линия – Телеком, 2017. 168 с.

9. Заир-Бек Е. С. Современная методология проектных исследований инноваций в образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. № 185. С. 15–19.

10. Котова С. А., Цветков В. В. Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута // Школьные технологии. 2017. № 3. С. 69–77.

11. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. Волгоград: Учитель, 2013. 170 с.

12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. 304 с.

13. Лузанова Н. Н. Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы школьника в дистанционном обучении: автореф. дис.... канд. пед. наук. Томск, 2019. 25 с.

14. Плигин А. А. Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников. Москва: Издательство Московского психолого-социального университета, 2021. 152 с.

15. Полупан К. Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Калининград, 2020. 45 с.

16. Селевко Г. К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. Москва: НИИ школьных технологий, 2005. 140 с.

17. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 17–18.

18. Тряпицина А. П. Образовательная программа-маршрут ученика. Санкт-Петербург: Издательство Югорского политехнического колледжа, 1998. 36 с.

19. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64–67.


Рецензия

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)