Preview

Moscow Pedagogical Journal

Advanced search

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Abstract

Аннотация

Цель. Цель исследования: теоретически и практически обосновать профессиональные дефициты педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними в условиях профессионального образования на уровне магистратуры.

Методы исследования: анализ, синтез, анализ научно-методической литературы по профилю профессиональной деятельности, кейс-метод, документарная экспертиза, методика самообследования профессиональных дефицитов педагога (авторы С. В. Смирнова, А. К. Киселева).

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Процесс профессионального педагогического образования будет эффективным есть учитывать особенности достижения высокого уровня компетентности педагогических работников в сфере воспитательной работы. Качество профессионального образования и практической деятельности специалистов зависит от своевременно выявленных профессиональных дефицитов в сфере воспитательной работы. Дана характеристика профессиональных дефицитов с учетом авторского подхода, а также на основе анализа отечественных и зарубежных исследований по обозначенной научной проблеме. Практическая значимость исследования заключается в возможности совершенствования содержания рабочих программ дисциплин по формированию и развития необходимой компетентностной модели обучающихся на уровне магистратуры.

Результаты исследования. Результатами исследования стали следующие: обоснованы профессиональные риски возникновения профессиональных дефицитов у педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними. Подобраны диагностические инструменты по выявлению профессиональных дефицитов обучающихся, опытных педагогических работников. Определены направления профессионального трека развития по преодолению профессиональных дефицитов заместителей директор по воспитательной работе (обучающихся магистерской программы).

Выводы. Проведенное исследование по изучению профессиональных дефицитов педагогических работников в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними позволяет сформулировать следующие выводы:1. Согласно результатам самоанализа обучающихся причинами возникновения профессиональных дефицитов в воспитательной работе с несовершеннолетними являются: минимальный или нулевой опыт, «размытый» функционал сотрудника, отсутствие обратной связи с непосредственным руководством, низкий уровень мотивации сотрудника, «ложная» поддержка педагогического коллектива, формальный подход к деятельности. 2. Профессиональные дефициты в воспитательной работе с несовершеннолетними необходимо предупреждать через профессиональное образование, дополнительное образование, самообразование и саморазвитие педагога. 3. Профессиональные дефициты педагога зависят как от внешних, так и внутренних факторов. Большое значение играет профессиональная мотивация сотрудников образовательного учреждения, общая организационная и корпоративная культура, создание организационно-педагогических условий непрерывного педагогического образования. 4. Возникновение профессиональных дефицитов у педагогов является предпосылкой профессионального выгорания и профессиональных деформация в связи с затруднениями выполнения педагогических задач повышенной сложности. 5. Профессиональные дефициты – норма профессиональной деятельности, «точка профессионального роста». Педагогическая рефлексия способствует профессиональному самосовершенствованию.

About the Author

Елена Приступа
ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
Russian Federation


References

1. Vorotkova I. Yu. Diagnostics of professional deficits of modern teachers based on the results of professional activity / I. Yu. Vorotkova, A.V. Usacheva // Pedagogical education in Russia. – 2022. – No. 2. – PP. 105-112. – EDN ELXFWK.

2. Gevorkyan E. N. Diagnostics of a teacher: from a control measurement to the definition of deficits for professional growth / E. N. Gevorkyan, A. N. Ioffe, M. M. Shalashova // Pedagogy. – 2020. – No. 1. – PP. 74-86. – EDN XUSMRK.

3. Dudina O. P. Monitoring of professional deficits as a means of forming an effective system of continuous professional development of teachers of professional educational organizations / O. P. Dudina // Achievements of science and education. – 2020. – № 14(68). – Pp. 52-54. – EDN WJFMHX.

4. Eremina A. P. Professional values of a teacher in the conditions of modern education / A. P. Eremina, N. V. Kozhina // Bulletin of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla. – 2022. – № 1-3(62). – Pp. 195-199. – EDN JTJEYI.

5. Kuzmina N. V. Essays on the psychology of the teacher's work: The psychological structure of the teacher's activity and the formation of his personality / N. V. Kuzmina; Leningr. Order of Lenin State University named after A. A. Zhdanov. – Leningrad : Publishing House of the Leningrad University, 1967. – 183 p.

6. Kuzmina N. V. Professionalism of pedagogical activity / N. V. Kuzmina, A. L. Rean. – St. Petersburg. ; Rybinsk : Scientific Research Center for the Development of Youth Creativity, 1993. – 54 p.

7. Malysheva A.V. Diagnostics of professional competence deficits as the main factor of optimization of additional professional education of teachers / A.V. Malysheva, S. O. Kozhakina, O. V. Shramkova // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. – 2019. – № 3(19). – Pp. 112-117. – EDN IOHPMU.

8. Nozhenkina O. S. Correspondence of levels of professional reflection and components of professional deformation of personality in the perspective of studying professional values of a teacher / O. S. Nozhenkina // Eurasian Scientific Association. – 2015. – T. 2. – № 10(10). – Pp. 150-152. – EDN UXSGKH.

9. Smirnova S. V. Overcoming professional deficits of teachers in the system of additional professional education / S. V. Smirnova, A. K. Kiseleva // Scientific support of the system of advanced training of personnel. – 2017. – № 3(32). – Pp. 29-34. – EDN YMCJKO.Karaolis A., Philippou G.N. Teachers’ Professional Identity. In: Hannula, M., Leder, G., Morselli, F., Vollstedt, M., Zhang, Q. (eds) Affect and Mathematics Education . ICME-13 Monographs. Springer, Cham. 2019. Рр. 437. https://doi.org/10.1007/978-3-030-13761-8_18

10. Karaolis A., Philippou G.N. Teachers’ Professional Identity. In: Hannula, M., Leder, G., Morselli, F., Vollstedt, M., Zhang, Q. (eds) Affect and Mathematics Education . ICME-13 Monographs. Springer, Cham. 2019. Рр. 437. https://doi.org/10.1007/978-3-030-13761-8_18

11. Kennedy А.Models of Continuing Professional Development: a framework for analysis // Journal of In-Service Education, 2005. Volume 31, Number 2, рр. 235-250. DOI: 10.1080/13674580500200277 Journal homepage: https://www.tandfonline.com/loi/rjie19

12. Smirnov E. I. Case tests as a tool for identifying of teacher’s professional deficits in the interpretation of complex knowledge / E. I. Smirnov, A. Yu. Skornyakova, S. A. Tikhomirov // Perspectives of Science and Education. – 2022. – No 4(58). – P. 557-577. – DOI 10.32744/pse.2022.4.33. – EDN XUJSGS.


Review

Views: 30


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)