ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО ФИЗИКЕ
Abstract
Актуальность. Электронный лабораторный практикум способствует развитию навыков экспериментального исследования естественнонаучных законов природы при изучении физики, которые формируют общепрофессиональные компетенции у студентов вузов.
Цель исследования – применение электронного лабораторного практикума в учебном процессе физики студентами вузов для формирования общепрофессиональных компетенций.
Методы исследования. Нами были проанализированы возможности использования электронных лабораторных установок для выполнения экспериментальных исследований по физике студентами вузов. Была разработана технологическая модель организации теоретической, практической и экспериментальной частей лабораторного практикума. На основе модели описана инструкция оформления электронного лабораторного практикума в виде технологической карты. Представлен пример применения электронной лаборатории для исследования дискретности энергий атомов ртути опытами Франка и Герца раздела квантовой физики.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что разработана методика обучения физики, основанная на применении электронного лабораторного практикума в образовательном процессе. Выявлены соответствия между знаниевым, умениевым и владениевым компонентами компетенций и задачами образовательной деятельности, обеспечивающими успешную реализацию обучения. Практическая значимость исследования заключается в приведении примера использования электронного лабораторного практикума из атомной физики, формирующего общепрофессиональные компетенции у студентов вузов.
Результаты исследования. Педагогический эксперимент оценил эффективность использования электронного лабораторного практикума методом 𝛘2 критерия Пирсона студентов Московского государственного университета технологии и управления имени К. Г. Разумовского. Установлено, что студенты, изучающие курс физики с применением электронных лабораторных установок, успешно усвоили систему знаний, практических умений и способов экспериментальной деятельности, формирующие общепрофессиональные компетенции.
Вывод. Электронный лабораторный практикум способствует формированию профессиональных компетенций у студентов вуза.
About the Author
Наталья ЗубоваRussian Federation
References
1. Anoshina O. V. [Virtual laboratory workshop: advantages and disadvantages]. In: Novye informacionnye tekhnologii v obrazovanii i nauke [New information technologies in education and science], 2019, no. 2, pp. 46–52.
2. Dammer M. D., Nikitina T. V. [The content and targets of the physical workshop with the use of digital laboratory equipment]. In: Uchebnyj eksperiment v obrazovanii [Educational experiment in education], 2022, no.3 (103), pp. 40–52.
3. Dorozhkin E. M., Izyurova Ya. S. [The role of electronic information and educational environment in the system of higher education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy], 2022, no. 2, pp. 71–85.
4. Zubova N. V., [The research method of studying physics as a way of forming general professional competence among university students]. In: Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya [Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, psychology], 2022, no. 3, pp. 24–30.
5. Kamalova D. I., Sibgatullin M. E., Salakhov M. H. Metodicheskie ukazaniya k vypolneniyu laboratornoj raboty po fizike atomnyh yavlenij «Opyty Franka i Gerca» [Methodological guidelines for performing laboratory work on the physics of atomic phenomena "Frank and Hertz]. Experiments": an educational and methodical manual for third-year students of the Institute of Physics. Kazan. 2013. 25 p.
6. Kim V. S. Virtual'nye eksperimenty v obuchenii fizike [Virtual experiments in teaching physics: monograph]. Ussuriysk, Publishing House of the Branch of the Far Eastern Federal University, 2012. 184 p.
7. Polovnikova L. B. [Virtual laboratory practicum as a means of forming research competencies of a future engineer]. In: Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high-tech technologies], 2020, no. 4 (part 2), pp. 311–316.
8. Ryazansky V. P. [Modified Pearson criterion in economic research]. In: Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2016, no. 9-2, pp. 419–423.
9. Sorokin A. A., Kovalenko R. A., Yakovleva E. A. [Questions of the effectiveness of mastering educational material when working with software laboratory complexes] In: Akhmedov I. G. ed. XIII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya / Kazan', 20–27 iyunya 2020 g. [XIII International Scientific Conference / Kazan, June 2020]. Kazan: Young Scientist, 2020, pp. 63–66.
10. Fomicheva E. E. [Virtual laboratory work in distance learning physics]. In: Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2022, no.1 (92), pp. 64–69.
11. Абушкин Х. Х., Харитонова А. А., Хвастунов Н. Н. Теоретико-методологические основы формирования логики универсальных учебных действий на уроках физики // Публикационный журнал. 2018. Том 5. № 17. С. 17–24.
Supplementary files
|
1. Неозаглавлен | |
Subject | ||
Type | Исследовательские инструменты | |
View
(1MB)
|
Indexing metadata ▾ |