Проблемы совершенствования тактико-специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-3-143-151
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена имеющимися практическими проблемами эффективности и безопасности действий сотрудников полиции в условиях чрезвычайной обстановки и потребностью совершенствования педагогических методик специальной подготовки, реализуемых образовательными организациями МВД России.
Цель данного исследования заключается в выявлении проблемных аспектов и путей совершенствования тактико-специальной подготовки сотрудников полиции с учётом стоящих перед ними задач оперативно-служебной деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сопоставительный анализ исследуемых проблем, анализ и синтез эмпирических данных.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость заключается в установлении комплекса педагогических условий, позволяющих обеспечить формирование компетенций правомерного и эффективного применения тактико-специальных навыков в чрезвычайных обстоятельствах оперативно-служебной деятельности. теоретически обоснованы аспекты, обусловливающие актуальность совершенствования организационно-методических основ преподавания тактико-специальной подготовки. Результаты исследования имеют практическое значение для организации процесса обучения сотрудников полиции основам тактико-специальных знаний, умений и навыков.
Результаты исследования. Исследование показало, что изыскания в данном направлении должны быть сосредоточены на разработке конкретных практических методик формирования психологической готовности обучающегося к применению полученных тактико-специальных навыков в реальной ситуации. При этом особое значение имеет индивидуальный подход в работе с обучающимися. Следует также обратить внимание на подбор и подготовку всех необходимых текстовых и наглядных материалов, технических средств обучения, в особенности в условиях дистанционной работы с курсантами и слушателями.
Выводы. Автор делает вывод, что в основе обучения тактико-специальной подготовке должен лежать учёт практического опыта прошлых лет, причём как положительного, так и – в обязательном порядке – негативного. Обязательным аспектом является синтез теоретических знаний и практических навыков, позволяющий применять последние в различных условиях служебно-оперативной деятельности. Основным способом выработки требуемых навыков является метод многократного повторения с постепенным усложнением стоящих задач, их неожиданной сменой.
Об авторе
К. Н. ПетровРоссия
Петров Константин Николаевич – кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки
690087, Приморский край, г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 21
Список литературы
1. Бороненков А. И. Применение интернет-ресурсов современных поисковых систем в условиях преподавания дисциплины «Тактико-специальная подготовка» // Охрана, безопасность, связь. 2021. № 6-1. С. 132–135.
2. Виноградов И. Д., Горелов С. А., Григорьева О. В. Тактико-специальная подготовка в профессиональном обучении как средство адаптации сотрудников ОВД к оперативно-служебной деятельности // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021. Т. 5. № 1 (12). С. 46–50.
3. Вязов А. А., Скиба И. В., Кочунов А. В. Тактико-специальная подготовка как основополагающая дисциплина профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. № 4 (13). С. 7–9.
4. Дидоренко Н. Н., Васильев Д. И. Особенности применения инновационных технологий в изучении учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка» // Правоохранительные органы: теория и практика. 2021. № 1 (40). С. 129–130.
5. Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Ярмак К. В. Совершенствование электронной информационно-образовательной среды Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 362–366.
6. Маркелов Н. Н. Социокультурная среда образовательной организации МВД России как фактор формирования профессионально-личностных качеств курсантов // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 3. С. 68–71.
7. Плешивцев А. Ю. Особенности физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в различных условиях внешней среды // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 294–297.
8. Рямова К. А., Розенфельд А. С. Образовательная среда в формировании мотивационно-волевой сферы курсантов юридических вузов МВД России // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). С. 283–287.
9. Хуснетдинов Г. Р. Образовательная среда вуза МВД России как один из элементов формирования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 3. С. 141–145.
10. Чернов С. А., Сигурова О. Ю. Тактико-специальная подготовка, как базовый элемент профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Правда и закон. 2019. № 3 (9). С. 72–74.
11. Шевченко Г. В., Болдарев В. А. Использование информационных технологий для создания электронных учебников по дисциплинам «Тактико-специальная подготовка» и «Огневая подготовка» // Вестник экономической безопасности. 2017. № 3. С. 189–192.
12. Шубин С. П. Особенности проведения комплексных занятий по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 1 (36). С. 214–216.
13. Шубин С. П., Вагайцева Ю. В. Особенности проведения комплексных занятий по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 1 (36). С. 216–217.
14. Frost T. B. The case for international police cooperation on training issues // Policing in Central and Eastern Europe. 1997. № 7. P. 330–334.
15. Shafer K. H. High-performance policing for the 21st century // The Police Chief. 1997. № 11. P. 23–25.